0
13907
Газета Интернет-версия

03.10.2016 00:01:00

Ложный выбор

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: сша, выборы, президент, кандидаты, теледебаты, хиллари клинтон, дональд трамп, внешняя политика, россия, сценарии


сша, выборы, президент, кандидаты, теледебаты, хиллари клинтон, дональд трамп, внешняя политика, россия, сценарии В первом раунде теледебатов Хиллари Клинтон и Дональд Трамп рассуждали о киберугрозах со стороны Москвы. Фото Reuters

На прошедших 27 сентября теледебатах кандидатов в президенты США российская тематика не была преобладающей. Оба кандидата вели дискуссии преимущественно о роли «киберугрозы» со стороны России. Кандидат от демократов Хиллари Клинтон уверена, что за кибератаками стоит Россия. «США будут защищать своих граждан, и русские должны это понять», – подчеркнула она. Претендент от республиканцев Дональд Трамп уверен, что «доказательств причастности России к кибервзломам нет». По его мнению, за этим «мог стоять и Китай, и много других людей», то есть частных хакеров. Иначе говоря, не стоит считать Россию виновной в атаке на серверы в США.

На первый взгляд заявления Трампа свидетельствуют о его более конструктивной позиции в отношении России. Однако уже на следующий день он развеял эти надежды. Выступая в Чикаго, он похвалил Польшу за относительно высокие военные расходы – более 2% от ВВП.  «Мы хотим, чтобы блок НАТО был сильным, а это значит, что мы хотим, чтобы больше стран следовали примеру Польши... Мы усилим НАТО, мы вовлечем НАТО в борьбу с терроризмом», – заявил он. Но военная политика Варшавы полностью ориентирована на конфронтацию с Россией. Трамп фактически сказал: его политика будет направлена на усиление Североатлантического альянса, который ориентирован прежде всего на сдерживание России.

Похоже, что разница между внешнеполитической стратегией США при Клинтон и Трампе будет не столь различной, как это часто видится из Москвы. В российско-американских отношениях существуют объективные ограничители, перешагнуть через которые пока не сможет ни один президент США и России.

Утраченные иллюзии

Эйфория российского общества в отношении Трампа до боли напоминает аналогичные эйфории в отношении Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы. В 1992 году российские СМИ наперебой говорили, что с приходом в Белый дом демократа Клинтона в российско-американских отношениях начнется новая эра партнерства. В 2000-м те же авторы писали о «деградации российско-американских отношений» при Клинтоне и связывали надежды на будущее с кандидатом-республиканцем. В 2008 году ситуация стала полярно противоположной: мы читали о «деградации российско-американских отношений» при Буше и надеялись, что демократ Обама наконец-то начнет строить партнерство с Россией.

Более того, в каждой предшествующей избирательной кампании российские эксперты в своем большинстве утверждали: «Хуже, чем при нынешнем президенте, быть уже не может». Теперь, осенью 2016 года, мы читаем о том, как близко Москва и Вашингтон подошли к грани реального военного конфликта и не могут возобновить диалог.

В действительности со всеми тремя предыдущими президентами США у России складывались отношения по одной и той же схеме. Первые полтора года лидеры обеих стран торжественно заявляли о начале новой эры в двусторонних отношениях. Следующий год-два нарастал психологический кризис. Лидеры РФ и США официально еще говорили о партнерстве, но в обеих странах росло ощущение, что отношения идут не так, как хотелось бы. Дальше следовало резкое охлаждение. Наконец, к концу срока каждого президента США обе страны оказывались в состоянии крупного военно-политического кризиса (Косово, Грузия, Украина и Сирия), балансируя на грани прямого военного столкновения.

Все дело в том, что личность играет крайне малую роль в российско-американских отношениях. Главная проблема этих отношений – принципиальная неинтегрируемость России в мировой порядок, который пытаются выстроить США с 1990 года. Россия и США мало приемлемы друг для друга в их нынешнем качестве по как минимум четырем объективным причинам.

Первая – военно-техническая. Россия после распада СССР сохранила советский военно-промышленный комплекс. Несмотря на кризис 1990–1993 годов, она осталась единственной страной, способной производить обычные вооружения, сопоставимые с американскими, а также уничтожить США. Ни Китай, ни Индия такой способностью на сегодняшний день не обладают. Существование такой страны выступает ограничителем американского лидерства.

Вторая – международно-политическая. Россия и США по-разному относятся к сохраняющимся институтам Ялтинско-потсдамского порядка. Для России как правопреемницы СССР порядок, созданный в 1943 году, чрезвычайно благоприятный. 

Он гарантирует нашей стране статус постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето. Однако такой порядок все меньше устраивает США. Создание нового мирового порядка для американцев невозможно без ликвидации Совбеза ООН в его нынешнем виде или по крайней мере ограничения «права вето» у его постоянных членов. 

Третья – идеологическая. После демонтажа СССР популярностью пользовался тезис, что из российско-американских отношений ушла идеология. На самом деле между Москвой и Вашингтоном накапливались реальные идеологические противоречия. С конца 1994 года российское руководство подчеркивало, что не признает права США на лидерство. Американцев раздражала концепция многополярного мира, провозглашенная в рамках российско-китайского партнерства. Такое идеологическое противостояние оказалось острее, чем вялотекущая борьба коммунизма и либерализма в годы холодной войны. Столкнулись два проекта устройства глобального мира, что задевает жизненные интересы друг друга.

Четвертая – противоположность стратегических интересов. После распада СССР американская дипломатия не продемонстрировала готовности вести с Россией стратегический диалог. После выхода США из Договора по ПРО в 2002 году переговоры по контролю над вооружениями становились все более бессодержательными. США также негативно относятся к интеграционным проектам на постсоветском пространстве. Американцы видят в них путь к реинтеграции СССР, что неприемлемо с точки зрения их стратегических интересов. В Москве такую политику Вашингтона воспринимали как вторжение в сферу жизненных интересов России.

Все эти факторы присутствовали в российско-американских отношениях с 1993 года. Новизна ситуации в другом. За минувшие пять лет произошел распад  даже негативной повестки: как снизить риск столкновения. «Пятидневная война» 2008 года покончила с мифом, что Россия и США – стратегические партнеры. Украинский кризис поставил крест на идее евро-атлантической безопасности. Война в Сирии покончила с концепцией общей борьбы с терроризмом.

Сценарии  для президентов

Легче всего составить прогноз российско-американских отношений при Трампе. При нем отношения Москвы и Вашингтона скорее всего повторят свой традиционный цикл. Первый год уйдет на разговоры о новой «разрядке или перезагрузке». В это время будет проведена серия «переговоров о возрождении переговоров», прозвучат оптимистические заявления о намерении покончить с «наследием холодной войны», начнется вброс мало реалистичных экспертных докладов о будущем российско-американских отношений. Второй и третий годы уйдут на рост враждебности при официальном именовании друг друга «стратегическими партнерами». После этого (примерно к концу первого срока) начнется череда военно-политических кризисов, завершающая серьезной пробой сил в региональном кризисе. Иначе говоря, все будет как и всегда.

Президентство Клинтон скорее всего станет повторением второго срока Обамы. Подобно своему предшественнику, президент-демократ будет демонстративно игнорировать Кремль при ведении международных дел. Робкие попытки отдельных представителей администрации начать диалог с Россией хоть по каким-то проблемам будут блокироваться Белым домом. Примерно на второй-третий годы начнется нарастание напряженности, усилится риск прямого столкновения российских и американских ВС в региональных конфликтах (не по образцу конфликтов холодной войны, а скорее по образцу Испании конца 1930-х).

Особенностью президентства Клинтон станет расширение конфликтных полей российско-американских отношений. Демократы более республиканцев склонны использовать для давления финансовые инструменты (санкции), правовые механизмы (обвинения в чрезмерном применении силы) и т.д. Последние события показали, что демократы могут использовать против России и тематику кибербезопасности, которая еще три года назад считалась сферой нашего партнерства.

Сейчас речь о восстановлении российско-американского партнерства даже уровня начала   2000-х не идет. Задача Кремля и Белого дома – не сформировать позитивную повестку, а хотя бы сохранить повестку негативную. Главная тема при взаимодействии – выработать страховочные механизмы для уменьшения опасности столкновения в региональных конфликтах. В противном случае РФ и США рискуют оказаться без  переговорной повестки.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
244
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
403
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
453
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
337

Другие новости