0
1097
Газета Экономика Интернет-версия

29.01.2004 00:00:00

Алекперов уводит деньги к Бушу

Тэги: алекперов, лукойл, сша, азс, сделка


алекперов, лукойл, сша, азс, сделка Вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну теперь рукой подать до американской и саудовской границ.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Вагит Алекперов не теряет времени даром. Буквально несколько дней назад стало известно о том, что «ЛУКОЙЛ» создает грандиозное СП в Саудовской Аравии (стоимость аравийского проекта около 200 млн. долл.). А вчера компания сообщила о беспрецедентной сделке в Северной Америке – в США приобретено 795 автозаправочных станций общей стоимостью 266,75 млн. долл.

Беспрецедентность сделки не только и не столько в количестве станций. В конце концов несколько лет назад «ЛУКОЙЛ» уже приобрел в тех же США сеть Getty Petroleum Marketing Inc из почти 1300 бензозаправок за 73 млн. долл. Однако, как обратили внимание в инвестиционной компании «АТОН», «значительно более высокая цена заправок в последней сделке вызывает недоумение. Мы подробно проанализируем эту сделку, прежде чем выносить окончательное суждение». Действительно, при покупке Getty одна станция обошлась «ЛУКОЙЛу» в 57 тыс. долл., а в сделке с Conоco Phillips АЗС будет стоить в несколько раз больше – около 330 тыс. долл.

Автозаправки, купленные «ЛУКОЙЛом» у американской Conoco Phillips, находятся в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания на северо-востоке США. Теперь у «ЛУКОЙЛа» будет в США свыше 2 тысяч АЗС. Как отмечают в самой нефтяной компании, сразу сумму в 266 млн. долл. платить не придется – собственные средства «ЛУКОЙЛа» составляют 50 млн. долл., а остальная часть будет профинансирована за счет шестилетнего кредита, предоставленного банком Lehman Brothers.

Достаточно «смешанное» впечатление сделка оставила у аналитика инвестиционной компании «Проспект» Дмитрия Царегородцева. По его словам, неизвестно, принесет ли эта сделка экономический эффект, в частности, «будут ли поставки на эти заправки рентабельными и насколько в принципе осмыслено приобретение заправочных комплексов в другой стране, а не в России. Потому что очевидно, что эта сделка может быть осмыслена, только если туда будут поставляться танкерами нефтепродукты, либо сырая нефть с последующей переработкой на месте». Дмитрий Царегородцев также отмечает, что у «ЛУКОЙЛа» уже есть опыт управления АЗС в США, но «до сих пор общество не получило достаточно достоверного подтверждения того, что эта сеть рентабельна в тех границах, которые «ЛУКОЙЛ» для себя поставил».

И хотя, как говорит Царегородцев, по формальным критериям покупку можно одобрить, но непонятно, почему «отсекается 300 млн. долл., а прирост добычи в стране (у «ЛУКОЙЛА». – «НГ») по самым оптимистичным прогнозам составляет 4–5% в год. В то время как для того, чтобы оставаться в одном ряду с конкурентами хотя бы по абсолютным показателям, нужно обеспечивать по крайней мере 12–15%, как у ЮКОСа, или хотя бы 8–10%, которые из года в год обеспечивает «Сургутнефтегаз», не говоря уже о «Сибнефти». Не стоило ли эти вложения направить на ускорение добычи в стране, чем ориентировать их в сбытовые активы в США, хотя географически гораздо ближе и логичнее европейский рынок?»

Бензовозы «ЛУКОЙЛа» скоро заполонят не только Ближний Восток, но и США. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Достаточно скептично настроены и в Альфа-банке. По мнению аналитиков, действия компании на американском направлении обусловлены в основном «амбициями «ЛУКОЙЛа», намеренного стать нефтяной компанией мирового масштаба». «Однако, если в России появится достаточно экспортных мощностей, мы подозреваем, что «ЛУКОЙЛ», возможно, будет пытаться купить нефтеперерабатывающий завод в Северной Америке, чтобы перевозить сырую нефть, а не нефтепродукты, – отмечается в обзоре Альфа-банка. – Основным вопросом остается способность «ЛУКОЙЛа» эффективно управлять тем, что компания уже имеет».

Почему компания Алекперова оказалась готова заплатить такую сумму – остается за кадром. Версии же могут быть самыми различными. Например, не исключено, что заправки от Conoco Philips сделаны с использованием золота или иных драгоценных металлов. Или, скажем, на этих АЗС клиентам за дополнительную плату предлагают некий эксклюзивный сервис. А, может быть, «ЛУКОЙЛу» попросту была срочно необходима собственность за рубежом – например, чтобы окончательно порвать со своими российскими корнями и застраховаться от возможных преследований силовиков. Как отмечают в «АТОНе», в 2003 году «объем продаж нефтепродуктов на американских заправках «ЛУКОЙЛа» был больше по сравнению с объемом продаж на заправочных станциях в ЕС, странах Балтии и бывших республиках СССР».

Вопрос о том, сможет ли компания Вагита Алекперова оказаться эффективной на американском рынке нефтепродуктов, остается открытым. Но с фактами не поспоришь – даже госсекретарь США Колин Пауэлл на встрече с российскими предпринимателями признался, что ближайшая к его дому заправка принадлежит «ЛУКОЙЛу». Скоро, по-видимому, весь американский истеблишмент будет ездить на российском бензине.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
592
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
746
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
634
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
508

Другие новости