0
1477
Газета Экономика Интернет-версия

26.05.2008 00:00:00

Антироссийский транзитный союз

Тэги: украина, союз, транзит, газ, нефть


На завершившемся в пятницу Энергетическом саммите в Киеве президенты Украины, Польши, прибалтийских государств, а также Азербайджана и Грузии подписали декларацию о принципах глобальной энергетической безопасности, которые могут осложнить российский нефтегазовый экспорт на Запад. Инициатором слета президентов стал глава Украины Виктор Ющенко, опасающийся, что, после того как Россия введет в эксплуатацию новые газовые и нефтяные маршруты, Киев лишится своих транзитных козырей.

В первый день форума участники киевского саммита обвинили Россию в использовании энергетического экспорта в политических целях. «Настораживает то, что энергетические вопросы слишком часто обретают политическую окраску, – заявил Виктор Ющенко. – У дипломатов уже появился новый термин: энергетический шантаж».

Основными документами, подписанными по завершении саммита в пятницу, стала Киевская декларация о принципах глобальной энергетической безопасности, а также совместные заявления о Каспийско-черноморско-балтийском энерготранзитном пространстве и о проекте Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Поддержку этим документам выразили комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пибалгс, вице-президент Болгарии Ангел Мари и казахстанский вице-министр энергетики Ляззат Киинов.

Правда, пока, похоже, в Киеве не очень представляют себе, как можно воплотить эту идею на практике. Как признал Ющенко, для продвижения к заявленным целям придется провести «много аналогичных дискуссий».

Пока реальной основой для сотрудничества семи президентов является развитие проекта нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк, который призван обеспечить прокачку каспийской нефти в польские города Плоцк и Гданьск, в чем в первую очередь заинтересованы страны Центральной Европы и Прибалтики. При этом накануне саммита посол Польши в Украине Яцек Ключковский заявил, что Польша начнет достройку нефтепровода Одесса–Броды на своей территории только тогда, когда Украина окончательно откажется от реверсного использования нефтепровода, и потребовал конкретных шагов в этом направлении. По его словам, сейчас даже без достройки нефтепровод может поставлять нефть в аверсном режиме. Напомним, что ранее двум странам не всегда удавалось найти согласие по газовым вопросам. В частности, когда украинцы предложили полякам согласованно поднять тарифы на прокачку газа, поляки фактически отказались от этого.

Вместе с тем проект нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк поддерживается в ЕС, о намерении которого вложить 2,5 млрд. долл. в модернизацию газотранспортной системы Украины стало известно на саммите. Заинтересованностью в нем объясняется и присутствие на саммите президента Азербайджана Ильхама Алиева, по словам которого речь идет о создании энергокоридора, который свяжет Каспий с Балтикой. При этом, по мнению эксперта Ильхама Шабана, Баку собирается участвовать в этих проектах не только в качестве поставщика углеводородного сырья. Накопленные нефтедоллары страна уже с выгодой вкладывает в инвестиционные проекты в Турции и Грузии. Теперь Азербайджан решил получить доступ и на украинский рынок и потому принял предложение Виктора Ющенко о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода в Украине. Кроме того, Баку согласился поставить Украине 470 тыс. тонн каспийской технологической нефти для закачки в нефтепровод Одесса–Броды, который планируется перевести в аверсный режим работы уже в этом году. Казахстан также готов транспортировать свои энергоресурсы через нефтепровод Одесса–Броды.

Однако жизнеспособность нового союза вызывает сомнения у экспертов. У Москвы в последнее время не очень хорошие отношения с Киевом и Тбилиси, в то же время с остальными участниками саммита у российской стороны масса совместных проектов, считает аналитик ИК «Финам» Константин Рейли. «Именно поэтому, как мне кажется, до реализации согласованных цен на транспортировку нефти не дойдет», – подчеркнул эксперт, предположив, что, даже если механизмы для согласованного диктата цен на прокачку углеводородов могут быть найдены, вряд ли они будут реализованы на практике. «Причина проста – у многих стран – участниц встречи в Киеве есть совместные проекты с Россией. Поэтому они вряд ли будут ссориться с «Газпромом» и Москвой», – пояснил Рейли, добавив, что Москва ищет альтернативные пути прокачки своих энергоносителей, и Украина может остаться у разбитого корыта. «Вполне возможно, что подобные действия Киева – это попытка снизить для себя цены на газ на будущий год, усилив свою переговорную позицию. В краткосрочной перспективе это действительно может принести Киеву определенные дивиденды, но в долгосрочном плане скорее всего они проиграют», – сказал эксперт, отметив, что при повышении тарифов на транспортировку новое бремя ляжет не на европейских покупателей, а на «Газпром», поскольку российская корпорация – не единственный поставщик углеводородов на рынке. «В этом случае издержки организации скорее всего увеличатся, но в дальнейшем «Газпром» найдет способ их компенсации», – предположил Рейли.

Цена на газ в европейских контрактах привязана к ценам на нефть. При этом стоимость прокачки углеводородов также соответствует европейским нормам, напомнил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Не думаю, что «Газпром» будет сильно сопротивляться, если в рамках существующих правил произойдет какое-то повышение. В то же время не думаю, что Украина и другие государства, подписавшие Киевскую декларацию, объединятся и поднимут цены на транспортировку газа в пять раз выше европейских. Сейчас они действуют по логике: цена на газ ниже, и тарифы на прокачку ниже», – сказал эксперт. По его мнению, повышенные тарифы на транспортировку углеводородного сырья станут причиной подорожания голубого топлива для европейских покупателей. Причем это затронет как страны, повысившие тарифы, так и государства, которые находятся дальше по трубе.

«Представители «Газпрома» говорят так: сейчас вы получаете углеводороды по более низким ценам – соизвольте предоставлять сниженные тарифы на прокачку сырья. Однако в скором будущем российский монополист намерен довести цены до европейского уровня, что будет вполне логично», – подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, еще не было в мире таких прецедентов, когда несколько государств договаривались и повышали тарифы на прокачку. «Это просто из разряда сумасшествия, сами европейцы скажут: ребята, хватит ерундой заниматься», – считает Правосудов.

Баку–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1065
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1451
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1094
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
914

Другие новости