Вчера Владимир Путин провел совещание с министрами и главами ведомств экономического блока правительства. На нем обсуждались шаги по защите конкуренции на российском рынке. Премьер отметил успехи в отдельных отраслях, что было расценено как конец жестких преследований «Мечела». Теперь наиболее пристальное внимание будет уделено уже не угольщикам, а предприятиям металлургии, нефтепереработки и производства минеральных удобрений.
«Некоторое время назад, обсуждая положение дел в различных отраслях промышленности, в том числе металлургической, мы уже обращали внимание на то, что ряд участников рынка используют свое монопольное положение достаточно эгоистично и обнаружили ряд картельных сговоров», – начал свое выступление Владимир Путин. – Рад отметить, что с тех пор есть позитивные изменения: производители сырья договариваются с металлургами о заключении долгосрочных договоров...» Именно эта фраза была расценена наблюдателями как смягчение позиции по «Мечелу», цели – заставить угольщиков заключить долгосрочные контракты с металлургами и снизить для них цены на уголь – достигнуты, теперь можно переключить внимание с потерявшего треть своей капитализации предприятия на другие отрасли. Первой из них была названа металлургическая. Путин дал понять металлургам: раз они добились снижения цен на сырье на основе заключения долгосрочных контрактов, то теперь их черед заключать долгосрочные контракты с потребителями их продукции по более низким ценам.
Впрочем, по мнению Путина, это все ручное управление, тогда как необходимо создать систему, исходящую из действующего законодательства, эффективную и рациональную. «Два года назад был принят закон о защите конкуренции, – напомнил премьер, – но пока действий в этом направлении явно недостаточно». В качестве иллюстрации глава правительства привел следующие факты: только за прошлый год было выявлено 226 картельных соглашений и 2970 актов неправомерного ограничения конкуренции со стороны органов власти. «Необходимо, чтобы правительство довело начатую работу до конца, – отметил Путин, – поскольку такие факты прежде всего отражаются на простых гражданах и приводят к росту цен в стране». Яркий пример, по его мнению, – рост цен на авиатопливо и удорожание перевозок. «Надо думать о совершенствовании законодательства, создании эффективной системы защиты конкурентной борьбы, – пояснил Путин. – Ряд предложений ФАС уже внес, сегодня мы будем их рассматривать».
Сам глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, которого еще недавно премьер резко критиковал и даже грозил ему кадровыми решениями за провалы в работе, вчера выглядел воодушевленным. «Для нас подобные обсуждения – исключительно важны, – горячо поддержал премьера Артемьев. – Тем более что мы действительно готовы предложить к обсуждению целый ряд мер». Впрочем, какие именно меры предлагает ФАС для защиты и развития конкуренции, объявлено не было, члены правительства обсудили их без журналистов.
Со своей стороны вышедшая после совещания глава Минэконом-развития Эльвира Набиуллина сообщила, что решено подготовить целый комплекс законодательных инициатив, которые в настоящее время проходят обсуждение в заинтересованных ведомствах. По ее словам, эти поправки будут внесены на рассмотрение Госдумы уже в сентябре. Министр особо подчеркнула, что на совещании речь не шла об отдельных компаниях: «Был проведен анализ секторов промышленности, где уровень конкуренции сегодня недостаточно высокий». Кроме металлургии, по ее словам, это промышленность строительных материалов, сектор нефтепродуктов, минеральных удобрений и другие. Вопрос касался и государственной помощи, которая часто нарушает принципы равенства и конкуренции на рынке. По словам Набиуллиной, эта помощь должна быть более прозрачной. То же самое касается естественных монополий, в частности обеспечение недискриминационного доступа к их услугам, а также развитие биржевой торговли. Кроме того, обсуждалось и ужесточение ответственности в этой сфере, вплоть до уголовной. «У ФАС должна быть возможность более активного взаимодействия с правоохранительными органами, особенно в части картельных сговоров», – подчеркнула Набиуллина.

