0
1088
Газета Экономика Интернет-версия

24.09.2008 00:00:00

Проезд ударит по карману

Тэги: ржд, тарифы, инфографика


Вчера правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) утвердило увеличение темпов роста тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на 2008–2010 годы. Билеты подорожают гораздо больше, чем вырастет общая инфляция. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки неизбежно приведет к дополнительным расходам бюджета, компенсирующего, в частности, поездки на отдых и лечение льготников.

В ФСТ всячески подчеркивают, что решение принято в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, утвержденным в августе на заседании правительства. В соответствии с ним рост тарифов на пассажирские перевозки ОАО «РЖД» в регулируемом секторе в 2008 году был определен на уровне 17,4%, в 2009-м – 21,8%, в 2010-м – 14%, в 2011-м – 16,7%. Между тем весной в планах значились куда более скромные цифры. В одобренном правительством проекте сценарных условий функционирования экономики России и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусматривалось, что тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2009 году вырастут всего на 13%, в 2010 году на 12% и в 2011 году на 14%.

На встрече с премьером Владимиром Путиным 19 мая глава Минтранса Игорь Левитин заявлял, что повышение тарифов на железнодорожные перевозки из-за роста цен на электроэнергию ни в коем случае не коснется пассажирского сектора. Однако несколько недель спустя Минэкономразвития внесло коррективы в расчеты, сочтя возможным повысить прогноз предельного роста тарифов на пассажирские перевозки по железной дороге, а в августе правительство одобрило этот график.

Чиновник ФСТ ограничился констатацией факта – тарифы на железнодорожные перевозки повышены в строгом соответствии с установкой правительства. По его словам, новые тарифы будут действовать до 31 декабря текущего года, а с 1 января 2009 года они должны быть либо пересмотрены, либо пролонгированы. Однако на это должно быть решение правительства.

Научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что ФСТ и правительство, одобряя опережающий рост тарифов в регулируемых секторах экономики, идет на поводу у естественных монополий. «Издержки корпораций стремительно растут, но они не намерены ничего экономить, поэтому рост переносят на потребителей. Такая ситуация у нас наблюдается не только с железнодорожными перевозками, но и в других секторах экономики. Например, с газом и услугами ЖКХ». По мнению Иноземцева, взятый правительством курс «максимально настроен на удовлетворение аппетитов монополистов». «Все делается для того, чтобы у того же РЖД никаких проблем не возникало», – отмечает экономист.

«По всем признакам мы имеем дело с классическим случаем захвата регулятора регулируемыми, когда правительство, вместо того чтобы ограничивать аппетиты монополистов, идет им навстречу», – считает директор Бюро экономической экспертизы Евгений Шаститко. Такой алгоритм выгоден компаниям, которым проще пролоббировать в коридорах власти решение о повышении тарифов на свои товары и услуги, чем заниматься повышением эффективности бизнеса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1487
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1277
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
958
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1130

Другие новости