0
1672
Газета Экономика Интернет-версия

11.06.2009 00:00:00

Москва добьет Минск балтийской трубой

Тэги: белоруссия, россия


Не проходит и дня без новостей об очередном обострении противоречий между Москвой и Минском. Вчера, в самый разгар молочной войны, российская компания «Транснефть» заявила о начале строительства второй очереди «Балтийской трубопроводной системы» (БТС-2). Этот трубопровод станет альтернативой нынешним путям транспортировки российской нефти в Европу, которые проходят через Украину и Белоруссию. Потери Минска в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600–700 млн. долл. в год, при том что бюджет этой страны составляет 15 млрд. долл.

«Благодаря этому проекту снижаются все риски, связанные с факторами, которые могут повлиять на надежную поставку наших энергоносителей», – заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин на церемонии сварки первого стыка.

Он отметил, что проект БТС-2 снимет часть рисков при реализации Украиной планов по проекту Одесса–Броды, которые могут нанести прямой ущерб российским нефтяным компаниям из-за закрытия южной ветки нефтепровода «Дружба», а впоследствии и северной ветки. В свою очередь, президент «Транснефти» Николай Токарев пояснил, что загрузка новой системы, в частности, может быть обеспечена за счет аккумулирования нефти с других направлений в объеме 30 млн. тонн.

Трасса нефтепровода пройдет по маршруту Унеча–Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Строительство нефтепровода протяженностью около 1170 км будет осуществляться в два этапа. На первом, ввод которого в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2012 года, планируется сооружение пускового комплекса с пропускной мощностью до 30 млн. тонн. На втором этапе, где работы завершатся к декабрю 2013 года, будет осуществлено строительство очередного пускового комплекса с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн. тонн в год.

Новый маршрут обходит территорию Белоруссии, по которой до сих пор транспортировалась большая часть российской нефти на Запад. В частности, по нефтепроводу «Дружба», пропускная мощность которого составляет около 100 млн. тонн нефти в год. Впрочем, как поясняют эксперты, в последние годы прокачка по нему составляла около 80 млн. тонн ежегодно. Тем не менее, начав строительство БТС-2, Москва не просто нанесет урон экономике соседней страны, но и обезопасит себя от возможных капризов Минска. Отметим, что начало строительства БТС-2 чисто случайно совпало с молочной войной между Москвой и Минском. Решение строить нефтепровод в обход Белоруссии было принято еще в январе 2007 года. Тогда Россия на четыре дня приостановила поставки нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба», после того как Белоруссия неожиданно ввела пошлины на транзит нефти по белорусской территории. Тогда конфликт удалось уладить, после подписания российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме, но соответствующие выводы Москва уже сделала.

Эксперты уверены в том, что начало строительства альтернативного нефтяного маршрута серьезно укрепит позиции России на европейском рынке, позволив сократить зависимость от стран-транзитеров. «С этой точки зрения БТС-2 полностью соответствует выбранной стратегии по минимизации транзитных рисков, – уверен эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев. – Кроме того, отсутствие посредников при транспортировке энергоносителей позволит России еще и избежать репутационных потерь». К тому же, отмечает он, с экономической точки зрения проект также имеет свои плюсы. «Маршрут БТС-2 позволит значительно загрузить мощности северных портов России, что подразумевает мощный толчок к развитию этого региона», – полагает аналитик.

По мнению ведущего аналитика ИК «Файненшл Бридж» Дмитрия Александрова, с введением БТС-2 зависимость России от нефтяного транзита по территории Белоруссии постепенно снизится примерно в 8–10 раз. «В случае успешной реализации проекта Минск лишится 50 миллионов тонн транзитной нефти в год, – подсчитал эксперт. – При нынешнем тарифе на прокачку нефти в 2 доллара за 100 км потери Белоруссии приблизительно могут составить от 600 до 700 миллионов долларов в год».

Однако амбициозные планы России по снижению зависимости от транзита через Белоруссию могут привести к чрезмерно крупным затратам, точную сумму которых назвать не решаются даже эксперты. Напомним, что в конце мая глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял о том, что стоимость строительства БТС-2 составляет примерно 120–130 млрд. руб. Между тем в феврале 2008 года расходы оценивались примерно в 78 млрд. руб., а в 2007 году – в 65,5 млрд. руб.

«Что касается стоимости БТС-2, то не факт, что она останется на запланированном уровне, – полагает Александров. – В принципе, изменение затрат вполне возможно, однако как именно и в какую сторону – пока неизвестно. Сегодня понятно одно – себестоимость сырья для реализации проекта – то есть трубной продукции – не оказывает никакого влияния на его стоимость. Поэтому остается только строить предположения, что затраты на него уложатся в ранее озвученные финансовые рамки». Впрочем, уверен эксперт, с любой точки зрения – и с политической, и с экономической – этот проект однозначно будет выгоден для России. «Сегодня можно рассуждать, что затраты якобы необоснованны и лучше все оставить, как есть, – отмечает Александров. – Но как оценить возможные будущие риски с транзитом, при возникновении которых Россия потеряет куда больше, чем потратит сегодня?..»

К тому же, как отмечает Клюев, нынешняя стоимость проекта БТС-2 пока выглядит вполне обоснованной. «Если усилить контроль за расходованием выделенных средств, вполне возможно, что удастся избежать повышения бюджета», – считает аналитик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
1108
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
663
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
1085
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
1175

Другие новости