0
1476
Газета Экономика Интернет-версия

04.03.2010 00:00:00

Куда кривая автопром вывезет

Тэги: автопром


Российскому автопрому собираются придать новый импульс развития. Основные направления восстановления отрасли содержатся в проекте стратегии, который сегодня рассмотрит правительство. Ставка будет сделана на меры господдержки, включая механизмы таможенно-тарифного регулирования, фактически закрывающие как минимум до 2015 года российский автомобильный рынок для импорта.

Стратегия развития автопрома в России рассчитана на период до 2020 года. Принятие ее стало актуальным вследствие завершения сроков действия в текущем году аналогичной концепции развития отрасли. Достигнутые рубежи, по расчетам Минпромторга, подготовившего проект стратегии, дают повод для оптимистичных прогнозов. В частности, предполагается, что за 10 лет реально почти в три раза повысить максимальную добавленную стоимость, создаваемую отечественным автопромом, – с нынешних 0,8% до 2,38%.

К 2020 году, по оценкам авторов стратегии, российский рынок легковых машин должен составить 3,5–3,6 млн. штук. Из них 3,1 млн. автомобилей (52%) будет производиться на территории России. Доля импортных машин, продаваемых в нашей стране, не превысит 700 тыс. (48%). Потенциал экспорта составит до 250 тыс. штук. Объем рынка грузовиков оценивается в 190 тыс., автобусов – в 27 тыс.

На докризисный уровень российский автомобильный рынок может выйти не ранее 2014–2015 годов. Это при условии массированной поддержки отрасли со стороны государства. По словам высокопоставленного источника в Минпромторге, проект стратегии предусматривает пролонгацию мер стимулирования спроса. Для владельцев старых автомобилей будут созданы такие условия, которые вынудят их отказываться от дальнейшей эксплуатации раритетов советского и западного автопромов. Обновление автопарка России предлагается стимулировать повышением налогов и страховых премий, что сделает невыгодным содержание старых машин. Заградительные таможенные пошлины сохранятся на ближайшую пятилетку. Действие программы льготного кредитования продлится до 2013 года, на эти цели закладывается 12 млрд. руб. Программа утилизации старых автомобилей также рассчитана на этот срок и обойдется бюджету в 200 млрд. руб.

За рубежом 2015 года, когда российский автопром восстановит докризисный потенциал, надобность в протекционистских мерах отпадет. Цена создания конкурентоспособной на мировом авторынке отрасли может составить от 1,2 трлн. руб. до 1,8 трлн. руб. При этом затраты бюджета и российских производителей оцениваются в объеме 630 млрд. руб., из которых 330 млрд. руб. потратят на модернизацию и техническое перевооружение производств, 100 млрд. руб. – на НИОКРы, 190 млрд. руб. – создание компонентной базы, причем основные затраты – 150 млрд. руб. – понесет государство. Как пояснил высокопоставленный источник в Минпромторге, для мировых автопроизводителей, на приход которых в Россию строятся планы, затраты на капитальное строительство – «непосильное обременение». Поэтому госбюджету на решение этой задачи придется раскошелиться. Прямые инвестиции из бюджета на российский автопром без учета госгарантий, субсидирования процентных ставок составят 180 млрд. руб., причем основные затраты государство понесет в ближайшие три года: в 2010 году – 20–24 млрд. руб., в 2011-м – 39 млрд. руб., в 2012 году – 44 млрд. руб.

Стратегия развития российского автопрома ориентирована на создание современных высокотехнологичных производств. В этом отношении заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, проведенное вчера премьером Владимиром Путиным, приобрело особое звучание. Комиссия существует с 2008 года. Все это время ее главой числился вице-премьер Сергей Иванов. Однако недели две назад премьер решил последовать примеру главы государства Дмитрия Медведева, председательствующего в президентской комиссии по модернизации экономики, и лично возглавить аналогичную правительственную структуру.

Вчера Владимир Путин объявил, что отныне решения, принимаемые комиссией, становятся обязательными для органов исполнительной власти, а руководители будут нести персональную ответственность за их выполнение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
727
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1413
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1244
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2352

Другие новости