0
1011
Газета Экономика Печатная версия

28.06.2011

Правительство возвращается к грязному бензину

Тэги: экология, топливо


экология, топливо Новые требования к бензину откладываются на потом.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Вчера президент Дмитрий Медведев поручил правительству за месяц оформить новый перенос сроков запрета на грязный бензин. Судя по всему, бензин евро-2 может вернуться на рынок, а жизнь евро-3 будет продлена на полтора-два года. Это станет третьим вариантом даты начала действия экологоческих требований к бензину. Бесконечный перенос сроков эксперты объясняют низкой квалификацией правительственных чиновников, которые не смогли заранее оценить готовность нефтяных компаний к модернизации производства. Также очередное продление жизни грязным бензинам эксперты называют вынужденным шагом, попыткой ослабить напряженность на внутреннем топливном рынке.

Министерствам дан месяц на согласование сроков переноса введения в России Технического регламента по топливу. Об этом сказал вчера президент Дмитрий Медведев на комиссии по модернизации и технологическому развитию российской экономики. «Я вам всем поручаю: и Минэнергетики, и Минпрому, и Минэкономразвития все это обсудить и в месячный срок мне доложить. Это очень важная проблема и для развития экономики, и для экологической ситуации в стране. Конечно, мы не должны разбалансировать внутренний рынок, но мы должны видеть перспективу, а не откладывать это каждый раз на потом. Тем более что все страны это делают», – цитируют президента информагентства. Однако такой призыв «не откладывать» выглядит странным на фоне очередного переноса сроков на годы вперед. По сути, сейчас в России будет обсуждаться уже третья версия окончательных сроков введения в стране экологически чистого бензина.

Напомним, весной 2008 года правительство РФ призывало нефтяников отказаться от выпуска автомобильного бензина стандарта евро-2 начиная с 2009 года. Также предусматривался постепенный отказ от топлива евро-3 и евро-4. Однако такие правительственные инициативы вызвали тогда недовольство нефтяных компаний, в том числе контролируемых государством. Им было невыгодно вкладываться в модернизацию и в производство более чистого бензина. Прения сторон кончились переносом запретительных сроков по второму классу бензина на начало 2011 года. В итоге, согласно пока еще действующему техрегламенту, выпуск в оборот автомобильного бензина стандарта евро-2 допускается до 31 декабря 2010 года, евро-3 – до 31 декабря 2011 года, евро-4 – до 31 декабря 2014 года.

Однако бензиновый кризис, грянувший в стране весной этого года, судя по всему, снова пошатнул планы модернизации нефтяной отрасли. Накануне совещания по модернизации, а также и во время него разные ведомства подтвердили тезис, что перенос запретительных сроков по грязному бензину крайне необходим российской экономике. При этом по поводу конкретных дат ведомства озвучивали уже самые разнообразные предложения, которые в итоге президент как раз и потребовал согласовать и сделать окончательными.

Так, Минэкономразвития (МЭР) вчера предложило продлить действие техрегламента по евро-3 на полтора года, то есть примерно до лета 2013 года. При этом глава МЭР Эльвира Набиуллина уточнила, что необходимо ввести санкции против компаний, которые не соблюдают технический регламент и не переходят на выпуск бензина требуемого класса. Отсутствие таких санкций является, по мнению Набиуллиной, серьезной проблемой. Повышение же акцизов и штрафов для компаний, не соблюдающих экологические стандарты, обернется лишь дополнительной нагрузкой на потребителя, поэтому такой вариант нежелателен. «Нужно признать, что невозможно уже жестко соблюсти тот срок, который установлен по топливу. Это приведет к проблемам на рынке, поэтому срок придется сдвигать», – добавил вчера глава Минпромторга Виктор Христенко.

Минэнерго, в свою очередь, как передает Интерфакс, предложило вчера продлить техрегламент по евро-3 до 2013 года. При этом ранее, судя по сообщениям прессы, Минэнерго обсуждало продление «жизни» евро-3 до конца 2014 года, а евро-4 – до 2015 года. Также министерство внесло путаницу и в сроки действия стандарта евро-2. Так, ранее Минэнерго говорило о необходимости снова разрешить оборот бензина второго стандарта на период до 31 декабря 2012 года. Однако вчера министр энергетики Сергей Шматко обезнадежил нефтяников. По его словам, переносы запретительных сроков действительно обсуждаются, в том числе и по стандарту евро-2, и нефтяные компании в этом активно участвуют. Однако теперь в ведомстве придерживаются мнения, что по второму классу бензина лучше остаться в рамках принятых ранее решений.

Независимые эксперты обращают внимание на то, что опыт последних лет доказывает несостоятельность профильных ведомств и правительственных аналитиков по энергетике, которые не могут заранее оценить реальную готовность нефтяных компаний к переформатированию своего производства. Кроме того, понимая, что далеко не все нефтяники с восторгом воспримут правительственные инициативы, чиновники никак не могут на них воздействовать. И единственное, что им остается, – это обсуждать последствия для экологии, в очередной раз переносить сроки действия старого техрегламента и откладывать на потом введение в стране новых стандартов. «В целом решение правильное. Ведь оно должно снять напряженность на топливном рынке», – говорит партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин. При этом он напоминает, что отказались от модернизации по правительственному графику как раз те нефтяные компании, которые контролируются правительством. Постоянный пересмотр сроков введения экологических стандартов на топливо Крутихин объясняет низкой квалификацией чиновников, которые не могут оценить процесс модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Кроме того, в стране сохраняется большой парк старых автомобилей, двигатели которых используют старые марки бензинов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Города в зеленой дымке

Города в зеленой дымке

Николай Клюев

Эпоха мегаполисов породила новые проблемы в охране окружающей среды

0
812
Замкнутый круг высоких технологий

Замкнутый круг высоких технологий

Андрей Ваганов

Спасет ли искусственный интеллект планету от катастрофических изменений

0
1187
Политические игры c топливом

Политические игры c топливом

Олег Никифоров

Варшава остается основным препятствием на пути реализации европейского перехода к более экологически чистым ресурсам

0
2161
И тишина…

И тишина…

Алкей

Повесть о вчерашних выборах, министре Дмитрии Кобылкине и о том, что все зло – от воздушных шариков

0
1160

Другие новости

Загрузка...
24smi.org