0
2144
Газета Экономика Интернет-версия

14.08.2012 00:00:00

Тупая игла

Тэги: инвестиции, экономика, рейтинги


инвестиции, экономика, рейтинги У секретаря президентской комиссии по ТЭК Игоря Сечина сложная задача – привлечь иностранных инвесторов.
Фото ИТАР-ТАСС

Более половины россиян – 56% – ожидают наступления второй волны кризиса, свидетельствуют опубликованные вчера опросы холдинга «Ромир». Но относятся к этим ожиданиям граждане более или менее спокойно. Западные аналитики также признают, что экономическая стабильность в России довольно неустойчива и зависит исключительно от высоких мировых цен на нефть. Именно поэтому международные рейтинговые агентства отказываются перемещать РФ в группу надежных инвесторов. Пока наше место в рейтинге кредитной надежности где-то между Бразилией и Перу.

Группа экономистов агентства Standard & Poor’s (S&P) во главе с кредитным аналитиком компании Каем Штукенброком обосновала нежелание агентства повышать долгосрочный кредитный рейтинг России с нынешнего уровня «BBB». Во всем оказались виноваты старые российские беды: зависимость от нефтяных цен, нежелание правительства проводить реформы и многочисленные бюджетные риски.

Экономисты агентства пояснили, что не намереваются повышать рейтинг РФ, так как российская экономика очень зависима от нефтяных цен, следствием чего являются высокие бюджетные риски. По прогнозам S&P, российская экономика в дальнейшем будет расти медленнее, чем до кризиса.

Нет уверенности и в наполнении бюджета. По подсчетам S&P, изменение цены на нефть всего на 10 долл. за баррель приведет к изменению доходов правительства на 1,4% ВВП. То есть при снижении цен на нефть за небольшой промежуток времени текущий профицит бюджета России (1,6% ВВП) может превратиться в дефицит.

Однако в S&P считают, что на ситуацию может повлиять введение бюджетного правила, которое привяжет расходы к долгосрочным ценам на нефть. Согласно этому правилу, цена на нефть будет закладываться в бюджет, исходя из средней за последние пять лет.

В конце июня S&P повысило краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте до «A-2» с «A-3». Рейтинг долгосрочных обязательств в национальной валюте остался на уровне «BBB». Это соответствует рейтингу некоторых латиноамериканских стран, например, Бразилии или Перу.

Сейчас цена на нефть, заложенная в бюджет 2012 года, составляет 115 долл. за баррель. Впрочем, в Минэкономразвития уже предупреждали, что если до конца года цена на нефть марки Urals останется на уровне 100 долл. за баррель, то среднегодовая цена на нефть в бюджете 2012 года может быть пересмотрена – до 106–108 долл. Могут сократиться и инвестиции госкомпаний. Так, снижение цены ниже 90 долларов за баррель потребует корректировки инвестпрограммы «Роснефти», еще в июне сообщил президент компании Игорь Сечин.

Аналитики агентства «Инвесткафе» напоминают, что когда цена нефти превышает заложенную в бюджет, то дополнительные доходы казны направляются в Резервный фонд либо на сокращение заимствований. «Но когда рыночная цена на нефть ниже прогнозной, возникает дефицит бюджета, Минфину нужно его покрывать. Снизив среднегодовую цену на нефть, заложенную в бюджет 2012 года, власти тем самым смогут снизить дефицит бюджета за 2012 год. Пока резкого падения цен на нефть не ожидается – в том числе и из-за сложной геополитической ситуации на Ближнем Востоке.

Не испытывают особой уверенности в экономических перспективах и простые граждане. Более половины россиян сегодня ожидают ухудшения экономической ситуации из-за второй волны финансового кризиса. Однако граждане в целом более спокойно относятся к возможным последствиям обострения кризиса. Таковы результаты исследования, проведенного холдингом «Ромир» в августе. Около 56% опрошенных с той или иной долей уверенности считают, что вторая волна кризиса все-таки будет. Противоположного мнения придерживается каждый восьмой (13%) респондент. Затруднились с прогнозами треть опрошенных (31%).


Аналитики Standard & Poor’s пока не верят в надежность России.
Фото Reuters

Согласно результатам исследования, ни пол, ни возраст, ни образование, ни даже уровень дохода не оказывает заметного влияния на распределение ответов на вопрос о вероятности нового кризиса осенью этого года.

Как поясняет ведущий аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев, Россия – уже достаточно платежеспособный заемщик: долговая нагрузка низкая, деньги у государства есть, так что в этом плане улучшать особо нечего. «Остаются проблемы структурного состава экономики – но эта проблема не решается быстро в любом случае, да и то, что несколько лет назад бюджет сводился при цене на нефть в 30 долларов, а теперь – 115, очень неприятный знак, – продолжает он. – Корень проблемы надо искать в другой плоскости. Проблемы инвестиционной привлекательности России традиционны: это зависимость от нефти и низкая защита прав инвесторов, которая упирается в несовершенство законодательства, низкое качество институтов, высокие риски государственного вмешательства и коррупция. Чтобы изменить эту ситуацию – ее нужно начать исправлять. Нужны структурные реформы, а их пока нет. Поэтому, вероятно, в ближайшее время рейтинга «А» для РФ мы не увидим».

Тем не менее работать в интересах повышения кредитного рейтинга необходимо, считает эксперт. Причем не столько ради самих рейтингов, сколько ради реального улучшения инвестиционного климата и экономических институтов, без чего невозможно существенное улучшение качества жизни в стране.

В свою очередь, эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев уточняет, что российское правительство планирует свою деятельность таким образом, будто цены на нефть всегда будут сверхвысокими. «В кризисные и посткризисные годы бюджетная нагрузка существенно выросла. Нефть и сырье – главный наполнитель бюджета. Но чтобы изменить ситуацию, этого недостаточно», – отмечает эксперт. При этом, по его словам, инвестиционная активность бизнеса остается низкой. «Вместо снижения налоговой нагрузки на бизнес она увеличивается, и бизнес уходит в тень, – сетует Клюев. – Для изменения ситуации с рейтингами России нужны реформы, однако в текущей ситуации правительство вряд ли на них пойдет. Реформы, в которых нуждается Россия для улучшения инвестиционного климата, болезненны, поскольку предполагают ограничение бюджетных расходов. Некоторое ограничение расходов Минфин предлагает и сейчас (бюджетное правило для цен на нефть), но в полную силу это правило вступит только через несколько лет, а более серьезные реформы могут потребоваться и раньше».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1374
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2406
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3601
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2659

Другие новости