Фото Reuters
27 июля в мире отмечался Всемирный день борьбы против рака головы и шеи. Эти злокачественные новообразования ежегодно обнаруживаются у 850 000 человек в мире. Онкологические заболевания этой локализации — одни из самых агрессивных и сложных в лечении. По данным российских клинических регистров, до половины пациентов с таким диагнозом поступают в больницы уже на запущенных стадиях.
На фоне этих цифр особую тревогу вызывает сохранение табачной зависимости - основного фактора риска развития онкологических заболеваний. Учитывая тот факт, что большинство больных продолжает курить даже после начала терапии, развитие опухолей этой локализации напрямую зависит от действия канцерогенов табачного дыма, поэтому отказ от курения становится не просто желательным, а жизненно необходимым элементом терапии. В то же время по опыту клинической практики отказ от курения у пациентов возможен не всегда, в связи с этим принцип модификации факторов риска должен быть встроен в персонализированную стратегию лечения, утверждает д.м.н., профессор РАН, Президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи Али Мудунов (г. Москва).
Согласно одному из международных исследований, Россия входит в число стран с наибольшими потерями лет жизни на 100 тыс. населения из-за онкологических заболеваний, вызванных курением. В нашей стране этот показатель составляет почти 1000 потерянных лет жизни, уступая лишь Китаю (1159,9) и значительно опережая США (749,9) и Индию (262,7). «Онкологические и сердечно-сосудистые заболевания — это не только ведущие причины преждевременной смертности. Они нередко оборачиваются стойкой утратой трудоспособности и существенным снижением качества жизни большого числа пациентов», — подчеркивает профессор Мудунов.
Распространенность рака полости рта и рака глотки в России за период с 2013 по 2023 гг. увеличилась на 6% и 3% соответственно, сохраняется тревожная ситуация с диагностикой опухолей данных локализаций, отмечает профессор Мудунов. Данные показывают, что до 40% случаев рака полости рта и до 55% опухолей глотки выявляются уже на IV стадии заболевания — то есть тогда, когда возможности радикального лечения существенно ограничены, а прогноз значительно ухудшается. «Однолетняя смертность при таких диагнозах остается высокой: 27% пациентов, у которых диагностируется рак полости рта, и 35% больных с опухолями глотки умирают в течение первого года после постановки диагноза. Такие показатели свидетельствуют не только о запоздалом обращении за медицинской помощью, но и о системных проблемах в скрининге и раннем выявлении онкологических заболеваний», — пояснил онколог.
Курение и злоупотребление алкоголем являются ключевыми факторами, способствующими развитию рака полости рта и глотки, подчеркивает эксперт. Эти вредные привычки взаимодействуют, усиливая друг друга и значительно увеличивая риск заболевания. «У курильщиков вероятность возникновения рака полости рта превышает таковую у некурящих в десять раз. При этом у заядлых курильщиков, одновременно злоупотребляющих алкоголем, риск возрастает до 35 раз по сравнению с теми, кто не курит и не употребляет алкоголь», — отмечает профессор Мудунов. Кроме того, особое внимание, по его мнению, заслуживают формы потребления табака, такие как жевание табака и курение трубки, которые также существенно повышают риски развития злокачественных опухолей.
Раннее выявление онкологических заболеваний безусловно улучшает прогноз, однако есть необходимость сосредоточиться на модификации поведенческих факторов риска. Онкологи всего мира едины во мнении: отказ от курения после постановки диагноза — это не просто рекомендательное указание, а критически важный компонент эффективного лечения. «Вдыхание продуктов горения табака оказывает прямое влияние на скорость роста опухоли, снижает эффективность проводимой терапии и увеличивает вероятность развития осложнений», — говорит профессор Мудунов. Тем не менее в клинической практике добиться полного отказа от курения удается не всегда, что существенно осложняет борьбу с заболеванием, отмечает он.
«Средний показатель успешного отказа от курения среди пациентов с онкологическими заболеваниями — около 20 процентов. И это - учитывая все усилия врачей, доступ к психотерапии и лекарственной поддержке», — отмечает специалист. Среди главных причин сохранения зависимости — хронический стресс, вызванный самим диагнозом, выраженный синдром отмены, а также недостаточное внимание к поведенческим стратегиям. Между тем, отказ от курения способен повлиять на сам исход лечения. Исследования показывают, что при прекращении табакокурения снижается частота послеоперационных осложнений, улучшается заживление тканей и возрастает общая выживаемость.
«Курение — это не просто вредная привычка. Это фактор, напрямую связанный с канцерогенезом. В отличие от никотина, который канцерогеном не является, существуют десятки веществ в табачном дыме, которые обладают подтвержденным онкогенным действием. Большинство из них образуются при сгорании табака и вдыхаются в легкие вместе с дымом», — отмечает Али Мудунов. Молекулярный механизм воздействия таких веществ включает образование так называемых аддуктов ДНК – химических соединений, которые образуются, когда канцерогенные вещества из табачного дыма связываются с молекулами ДНК в клетках. Эти нестабильные структуры нарушают кодирование и ведут к мутациям в клетках. Именно через этот путь начинается злокачественное перерождение тканей, включая слизистую полости рта, гортани, глотки.
«Конечно, задача номер один — мотивировать человека полностью отказаться от курения, но, если этого добиться не удается, нужно думать о стратегии снижения вреда», — утверждает профессор Мудунов. Суть стратегии — в минимизации воздействия продуктов горения. Если пациент не готов отказаться от потребления никотина, то это потребление не обязательно должно основываться на таком физическом процессе, как горение. Современные электронные системы основаны на другом процессе — нагревании, что позволяет существенно сократить контакт с канцерогенами. Электронные системы нагревания табака нагревают промышленный натуральный табак, а не жидкость с никотином, как в вейпах, которые могут быть несертифицированными и контрафактными. Уровень токсичных соединений в устройствах нагревания табака на 90–95 процентов ниже, чем в обычных сигаретах
Снижение вреда, по мнению онколога, это не компромисс, а взвешенная медицинская позиция, основанная на принципе наименьшего ущерба. «Идеальная цель — отказ, — подчеркивает Али Мудунов. — Но, если есть выбор, который снижает токсическую нагрузку и повышает шанс на выживание, мы обязаны его предложить. Хочу еще раз обратить внимание, что электронные системы нагревания табака позволяют колоссально снизить вредное воздействие у пациентов, которые категорически не могут бросить курить». Он также добавляет, что снижение вреда от поведенческих привычек — лишь одна из составляющих общей онкологической стратегии. Она должна также включать раннюю диагностику, повышение доступности помощи, мультидисциплинарный подход и сопровождение пациентов на всех этапах лечения.