Председатель верховного комитета по выборам в сирийский парламент Мухаммед Таха аль-Ахмед заверил, что голосование пройдет под контролем международного сообщества.
Фото с сайта www.levant24.com
Переходное правительство Сирии заявило о подготовке к выборам в Народный совет (парламент). Их решено провести в сентябре. Голосование будет первым с того момента, как исламистские формирования взяли 8 декабря 2024 года власть в Дамаске. Принятая президентом переходного периода Сирии в марте Конституционная декларация предполагает, что законодательный орган страны обладает правом отстранять главу государства или ограничивать его основные полномочия по своему усмотрению, однако наблюдатели опасаются, что в Народный совет попадут только люди, лояльные президенту Сирии Ахмеду аш-Шараа.
О подготовке к голосованию сообщил председатель Верховного комитета по выборам в сирийский парламент Мухаммед Таха аль-Ахмед.
«Ожидается, что избирательный процесс по выбору членов Народного совета состоится 15–20 сентября», – проинформировал он. По его словам, представительство «женщин в избирательных органах, как ожидается, составит не менее 20%».
Кроме того, количество депутатских кресел было решено увеличить со 150 до 210. При этом, согласно текущему законодательству, треть мандатов должны получить люди, избранные самим президентом. Аль-Ахмед отметил, что голосование будет контролироваться международным сообществом в полной координации с высшей избирательной комиссией.
В выходные Ахмед аш-Шараа ознакомился с окончательными вариантом проекта избирательной системы для того, чтобы запустить выборы в Народный совет. «Мы представили окончательный вариант временной избирательной системы для Народного собрания президенту Ахмеду аш-Шараа и ожидаем, что работа комитета завершится к началу сентября», – проинформировал представитель верховного комитета по выборам в парламент Навар Наджма. Он подчеркнул, что концепция новой системы будет обеспечивать «представительство всех слоев общества без исключения». А сам «избирательный процесс будет проводиться в соответствии с конституционными нормами и установленным графиком», пояснил Наджма.
Аш-Шараа подписал 13 марта текст Конституционной декларации, которая призвана стать правовой основой Арабской Республики на время политического транзита. Этот период, согласно тексту, может продлиться до пяти лет. По большому счету, документ вводит президентскую форму правления и берет за основу законодательства принцип исламской юриспруденции – фикх. Несмотря на то что Конституционная декларация не ограничивает власть аш-Шараа фактически ничем реальным (не предусмотрено даже поста премьер-министра), она наделяет будущий законодательный орган правом отстранять главу государства от должности или ограничивать его официальные функции в случае необходимости, по своему усмотрению.
Готовящиеся в сентябре выборы в сирийский парламент должны стать первыми с того момента, как предыдущий президент Сирии Башар Асад потерял свою власть под натиском исламистских формирований 8 декабря 2024 года. Прежний созыв законодательного органа, действовавший в эпоху Асада, был распущен указом временного правительства 29 января. Критики бывшего президента страны были убеждены, что выборы в Народный совет проходили с серьезными нарушениями, которые давали возможность регулярно побеждать сторонникам тогдашнего главы государства – партии «Баас». И любой перезапуск работы законодательного органа будет вызовом для новых властей, пытающихся полностью избавиться от наследия Асада.
Решение о запуске голосования уже этой осенью выглядит экстраординарным. Еще в декабре 2024 года аш-Шараа не исключал, что парламентские выборы в Сирии можно будет провести лишь через несколько лет, когда ситуация в стране относительно стабилизируется. Отдельно глава государства объяснял такие сроки необходимостью провести до начала голосования полную перепись населения в стране и подготовить проект Конституции. Западные издания не исключают, что изменение позиции сирийского правительства переходного периода могло произойти в связи с давлением администрации президента США Дональда Трампа и европейских стран. Они не против ослабления санкций против Дамаска, но добиваются от него качественных реформ.
Объявление о готовящихся выборах прозвучало в то время, когда переходное правительство Сирии столкнулось с критикой за продолжающееся межконфессиональное насилие. Последняя вспышка насилия произошла несколько недель назад в южной провинции Сувейда, компактно населенной друзами. Тогда военные формирования, составляющие армию переходного правительства Сирии, попытались пресечь на территории региона вооруженные столкновения между друзскими ополченцами и бедуинами. Но некоторые представители сирийской армии были замечены в расправах над мирными жителями-друзами, а также в грабежах. Это заставило вмешаться в ситуацию Израиль – один из основных адвокатов друзского меньшинства в регионе.
Пока западные эксперты задаются вопросом, отразит ли будущий созыв сирийского парламента весь спектр мнений, которые есть в Сирии, и не будет ли ущемлена в правах какая-то отдельная этноконфессиональная группа. За почти полгода после смены власти в стране не созрел достаточный партийный ландшафт. Доминирующей силой по-прежнему являются выходцы из исламистских формирований, участвовавших в наступательной операции на сирийскую столицу. Самое большое искушение для аш-Шараа и его окружения – это использовать административный ресурс и наполнить парламент абсолютно лояльными себе людьми, которые могут помочь действующему сирийскому лидеру в консолидации своей власти.