Угледобывающая отрасль РФ столкнулась со множеством проблем сразу. Фото Reuters
Правительство РФ расширяет меры поддержки угольной промышленности. В частности, компании получат отсрочку по уплате ряда налогов и страховых взносов. Чиновники считают, что это позволит организациям «справиться с проблемой ликвидности». Эксперты полагают, что такие меры дадут отрасли лишь передышку. По их мнению, эффективней было бы сразу направлять средства в регионы, критически зависимые от производства угля, чтобы купировать социальную напряженность. Часть аналитиков уверены, что кризиса в отрасли нет.
Поступают предложения по преодолению кризиса в угольной отрасли. Глава комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» Айсен Николаев считает необходимым распределять грузопотоки по всем направлениям, а не только по восточному направлению.
«Вот порт Тамань, например, тоже очень большой ресурс, который, к сожалению, сегодня не до конца используется», – обратил внимание Николаев. Он также видит возможности для увеличения объемов провозки угля по железной дороге и по рекам до Северного морского пути.
Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности подобного предложения. «Убытки при перевозке в Тамань или Усть-Лугу могут составлять порядка 2 тыс. руб. на тонну угля. Смысла в такой переадресации нет, это будет только наращивать убытки. Сократить добычу будет даже эффективнее», – рассуждает эксперт Института экономики роста им. Столыпина Мария Никитина.
Российские власти, в свою очередь, вводят различные меры поддержки угольной отрасли. На прошлой неделе правительство РФ утвердило постановление об отсрочке уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и страховых взносов для угольных компаний до 30 ноября 2025 года. Также в рамках этого решения к угольным компаниям не будут применяться взыскания по налоговым задолженностям и задолженностям по страховым взносам, сформированным до июня 2025 года, при условии, что против организаций-должников не возбуждена процедура банкротства.
Глава Минэнерго Сергей Цивилев пояснял, что решение правительства «позволит угольным компаниям справиться с проблемой ликвидности и пополнить оборотный капитал». В Минфине, комментируя меры, сообщали, что это позволит угольным предприятиям высвободить оборотные средства. Объем финансовой поддержки компаниям в Минфине оценивали в 63 млрд руб.
Среди других мер – предоставление адресных субсидий, чтобы компенсировать часть стоимости логистических затрат при экспорте угля на дальние расстояния. Другое решение касалось предоставления компенсации в 12,8% от величины тарифа на экспорт угля в северо-западном и южном направлении сибирским угольным компаниям. Кроме того, предприятиям угольной отрасли РФ, испытывающим серьезную долговую нагрузку, признано целесообразным дать возможность реструктуризировать кредитную задолженность. В правительстве при этом обещали использовать адресный подход при распределении мер поддержки компаниям угольной отрасли.
Текущий кризис в угольных регионах России, как считается, обусловлен сразу несколькими факторами: это снижение цен на мировых рынках, ограниченная провозная способность железнодорожной инфраструктуры, стагнирующий спрос внутри страны. Негативно повлияло и укрепление рубля. «С его учетом с начала года стоимость угля упала почти в два раза. На все это наложились внутренние причины: ограничение пропускной способности Восточного полигона, рост логистических затрат», – говорил замглавы Минэнерго Дмитрий Исламов.
В «Российских железных дорогах» (РЖД) сообщали, что в первой половине 2025 года перевозки каменного угля снизились на 3,6% в годовом выражении, до 163,1 млн т. Причем в РЖД подчеркивают: снижение было связано с непредъявлением грузов. «Значительные потери в объемах связаны с непредъявлением грузов по уже согласованным заявкам на перевозку, – говорилось в сообщении РЖД. – За первое полугодие в направлении портов северо-запада грузоотправители отказались от погрузки 5,4 млн т угля, в направлении портов юга – 2,1 млн т. По этой же причине на 0,82 млн т недовыполнены параметры соглашения по вывозу угля из Кузбасса на восток».
Россия до недавнего времени была одним из крупнейших экспортеров угля в мире, занимая третье место по объему поставок. В 2024 году экспорт угля из России составил 196,2 млн т, что на 8% меньше, чем в 2023 году.
На фоне снижения поставок финансовая ситуация угольных компаний продолжает ухудшаться. Так, сальдированный убыток угольных компаний РФ по итогам пяти месяцев 2025 года превысил 136 млрд руб. против прибыли в 9,1 млрд руб. годом ранее, оценивали в Минэнерго. По итогам года сальдированный убыток угольных компаний может достигнуть 350 млрд руб., считают в министерстве.
Растет доля убыточных компаний в секторе. Так, в минус работает уже почти 63% всех предприятий отрасли против 52% годом ранее. При этом власти Кемеровской области еще в конце мая объявляли, что все угледобывающие компании региона ведут деятельность с убытками, находясь ниже уровня рентабельности.
В настоящий момент выходить хотя бы «в ноль» могут только те компании, у которых есть собственные портовые и логистические мощности, сообщал старший аналитик компании «Эйлер» по металлургическому и горнодобывающему сектору Никанор Халин. Но любой мелкий игрок, у которого нет своей логистики, он работает в минус, считает эксперт.
Одна из главных проблем угольщиков – закредитованность компаний. По словам Халина, в 2021 году, когда наблюдался рост цен на уголь на мировых рынках, вместо погашения кредитов компании инвестировали в расширение мощностей, рассчитывая, что цены останутся высокими. «Одна из самых главных проблем, с которой сталкивается угольная промышленность, – это ситуация с закредитованностью. На сегодняшний день кредитов набрано на 1,2 трлн руб. К концу года мы ожидаем, что эта цифра вырастет до 1,4 трлн руб.», – соглашался замдиректора департамента Минэнерго РФ Дмитрий Лопатин.
По мнению экспертов, для спасения угольной отрасли понадобятся сотни миллиардов рублей поддержки, что в условиях дефицитного бюджета вряд ли получится осуществить. В лучшем случае можно рассчитывать на консолидацию отрасли через банкротства более мелких предприятий.
Текущие меры поддержки властей они считают временным решением. «Структурные проблемы отрасли это не решит. Снижаются экспортные возможности, санкции и логистические ограничения влияют, снижается спрос на уголь в Европе, в некоторых российских регионах растет себестоимость добычи», – говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. По его мнению, распределение грузопотоков, причем не только на Восток, но и через порты Северо-Запада, Южное направление – могло бы снизить логистическую нагрузку, но это требует времени и существенных инвестиций. «Сейчас основной экспортный маршрут остается на Востоке, он перегружен, и это основная проблема. Отсрочка платежей даст угольщикам передышку, но если не диверсифицировать экспорт и не модернизировать инфраструктуру, то доля убыточных шахт будет расти», – уверен эксперт.
Кроме того, продолжает он, для долгосрочных улучшений нужен резкий спрос в Азии, нужны инвестиции в логистику, технологическая модернизация для снижения себестоимости добычи. «В ходе глобального тренда на отказ от угля, давления возобновляемых источников энергии, переход на газ, конкуренция с дешевым углем крупнейших экспортеров мира, высокие издержки логистики – все эти риски сохраняются, и с ними российским угольщикам приходится мириться», – говорит Олег Абелев.
Углубляющийся кризис, по мнению аналитика, чреват дальнейшим закрытием шахт, ростом безработицы в моногородах, снижением налоговых поступлений и ростом социальной напряженности.
Мария Никитина не видит предпосылок для долгосрочного роста цен на уголь. «Около 30–40% предприятий угольной промышленности могут оказаться на грани банкротства. Небольшие потери здесь придутся на шахтеров, на региональный бюджет угольных моногородов и областей», – полагает она.
«Добыча угля годами является дотируемой отраслью, прежде всего с помощью более низких тарифов на железнодорожные перевозки за счет более высоких тарифов для грузов прочих классов. Проблемы отрасли тем временем не решаются. В 2023 году это была, например, единственная отрасль, где упала производительность труда. И текущие временные меры проблемы российской угольной промышленности не решат. Высокая доля неэффективных шахт, большое транспортное плечо по сравнению с иностранными поставщиками и санкции делают российский уголь неконкурентоспособным при широком диапазоне цен на данное сырье», – подчеркивает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. Она считает, что российской угледобыче нужна глубокая трансформация с управляемым сжатием и решением сопутствующих социальных проблем. «Оставив только наиболее эффективные шахты и разрезы, мы снизим нагрузку и на железные дороги, и на прочих грузоотправителей, и на бюджет, и на экономику в целом. И новые меры поддержки будут нужны все реже», – говорит она.