0
1973
Газета Экономика Интернет-версия

22.10.2012 00:00:00

Пенсионным деньгам нашли новое применение

Тэги: пенсия, деньги, финансы, банки, дороги


пенсия, деньги, финансы, банки, дороги В России обнаружен новый источник для инвестиций в инфраструктуру – деньги пенсионеров.
Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru

Идея вложения пенсионных денег в дорожное строительство, которая обсуждается с 2006 года, может получить практическое воплощение уже к концу 2012 года. К 1 декабря правительство обещает выпустить соответствующее постановление, которое разрешит подобные инвестиции. В результате около 200 млрд. пенсионных рублей пойдут на строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Выгоды для получателей таких «длинных денег» очевидны. А вот для пенсионеров – сомнительны, поскольку доходность инвестиций в инфраструктурные проекты едва ли превысит 5–6% в год, то есть будет на уровне инфляции.

Президент Владимир Путин провел совещание о проблемах железных дорог и железнодорожного сообщения. В обсуждении вопросов участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минтранса Максим Соколов и руководитель РЖД Владимир Якунин. Президент потребовал определить приоритеты развития пассажирского железнодорожного сообщения, сделал окончательный выбор между высокоскоростным или скоростным движением. Второй вопрос, имеющий принципиальное значение, – источники финансирования этих проектов. «Мы многократно обсуждали вопросы, связанные с возможным выпуском инфраструктурных облигаций. Нужно принять соответствующие решения, которые позволили бы тем, кто распоряжается, скажем, пенсионными накоплениями, использовать эти средства на инфраструктурные проекты, в частности, прежде всего на скоростное движение. Для этого нужно принять соответствующее постановление правительства», – заявил Путин.

Со своей стороны, Дворкович заверил, что проект постановления правительства готов, проходит последние стадии визирования, в аппарате идет доработка и до конца ноября будет принят. «По нашим расчетам, использование средств пенсионных накоплений позволит привлечь интересы дополнительных инвесторов, с которыми сегодня работает Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)», – сказал вице-премьер. По его словам, иностранные компании готовы софинансировать такие проекты. И к 200 млрд. руб., которые правительство рассчитывает привлечь из пенсионных накоплений, удастся добавить минимум 100–150 млрд. руб. зарубежных инвесторов.

Идея использовать пенсионные накопления в инфраструктурных проектах, имеющих длительные сроки реализации, витает в воздухе уже много лет. О претензиях на пенсионные деньги еще в 2006 году заявляли представители Внешэкономбанка. Российским властям не дает покоя успешный опыт развитых стран, где «длинные» пенсионные деньги работают достаточно эффективно. В конце января текущего года Путин всерьез взялся за инфраструктуру. «Значительным резервом для финансирования развития железнодорожной инфраструктуры может стать размещение средств накопительной части пенсионных сбережений, находящихся под управлением во Внешэкономбанке, в долгосрочные инфраструктурные облигации. Прошу Минэкономразвития, Минфин, Минтранс и Минздравсоцразвития проработать этот вопрос и вынести его на рассмотрение», – заявил он.

В апреле Путин вновь предложил подумать о возможности инвестиций пенсионных средств в долгосрочные инфраструктурные проекты. Логика у президента такая: эти проекты «никуда не денутся, точно будут работать, приносить отдачу», и что немаловажно – деньги не сгорят. Тем самым государство решает сразу две задачи: развивает инфраструктуру – строит трубопроводы, автомобильные и железные дороги, и сохраняет и приумножает пенсионные накопления.

Между тем с сохранением и особенно с приумножением пенсионных накоплений дела у правительства не ладятся. Так, с 2009 по 2011 год средняя доходность ВЭБа – управляющей компании Пенсионного фонда (ПФР) – составила всего 7,5% годовых, а средняя инфляция за тот же период была 7,9% годовых. В начале 2012 года картина изменилась к лучшему – доходность инвестирования ВЭБом средств пенсионных накоплений по итогам января–марта составила по расширенному инвестиционному портфелю 10,17%. «Причина высокой доходности в основном в переоценке портфеля. Если за весь 2011 год была отрицательная переоценка в 15 миллиардов рублей, то только за первый квартал этого года мы получили положительную переоценку в 10 миллиардов рублей. Причем вклад ОФЗ составил 90%», – пояснил директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка Александр Попов.

Эксперты сомневаются, что инвестирование пенсионных накоплений в инфраструктуру принципиально изменит картину с доходностью пенсионных накоплений. Текущая доходность вложения средств в проекты, имеющие длительные сроки окупаемости, будет не выше 5–6%, что примерно в три раза ниже, чем в среднем по экономике, говорит руководитель Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН Вячеслав Сенчагов. Проекты по развитию скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах страны не лишены рисков. Окупаемость их может упереться в низкую платежеспособность населения России, не исключает эксперт.

Опыт эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан», связавших Москву с Петербургом и Нижним Новгородом, подтверждает слова Сенчагова. По данным РЖД, наполняемость вагонов «Сапсан» на маршруте Москва–Санкт-Петербург достигает 90%. Поезда на маршруте Москва–Нижний Новгород менее популярны: наполняемость вагонов здесь на уровне 70%. Пассажиры предпочитают экономить не время поездки, а деньги на билеты. Нельзя исключить, что «Сапсаны», которые в перспективе появятся на других маршрутах, окажутся еще менее рентабельны, что поставит под вопрос сроки возврата пенсионных денег, инвестированных в эти проекты.

Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков убежден, что рассуждать о доходности инфраструктурных проектов, рассчитанных на десятилетия, в нынешних условиях занятие бессмысленное. Прежде правительство должно решить задачу – снизить инфляцию до 2% в год. Лишь тогда на инвестициях в инфраструктуру можно будет зарабатывать, подчеркнул Гавриленков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
1402
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
863
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
2107
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
332

Другие новости