0
3861
Газета Экономика Печатная версия

27.06.2014 00:01:00

Минфин хочет одержать макроэкономическую победу

Российские ведомства не доверяют своим официальным прогнозам

Тэги: минфин, минэкономиразвития, конфликт, экономика, прогноз, игорь шувалов


минфин, минэкономиразвития, конфликт, экономика, прогноз, игорь шувалов Первый вице-премьер Игорь Шувалов готов разрешить спор двух министерств. Фото с официального сайта правительства РФ

Не успел утихнуть громкий скандал Минфина и Минэкономразвития (МЭР) из-за пенсионных накоплений, как те же ведомства втянулись в новое противостояние. Вчера Минфин потребовал признать его старшинство при подготовке экономического прогноза для расчета будущего бюджета. До сих пор за составление официального макроэкономического прогноза отвечало Минэкономразвития. Почти каждое крупное ведомство в России пытается делать собственный прогноз или критиковать расчеты МЭР. Эксперты объясняют подобные столкновения ведомственными интересами, низким качеством официальных прогнозов и недоверием чиновников к расчетам друг друга.

Вчера на заседании правительства обсуждались изменения существующей бюджетной процедуры. Речь идет о проекте постановления, согласно которому весь пакет документов по бюджету, включая прогноз социально-экономического развития страны, в правительство будет вносить именно Минфин.

Сейчас процедура выглядит иначе. Сначала, весной, Минэкономразвития вносит в правительство свои варианты макроэкономического прогноза. Кабинет министров должен эти варианты утвердить. После чего прогноз МЭР ложится в основу верстаемого в Минфине федерального бюджета. Проект бюджета Минфин вносит в правительство в начале сентября, затем главный финансовый документ страны направляется в Госдуму.

Если именно Минфин будет вносить в правительство макроэкономический прогноз, то, как передает Интерфакс, «это означает, что Минфин сможет править социально-экономический прогноз перед внесением его в правительство без согласования с Минэкономразвития».

О том, как кабинет министров отреагировал на предлагаемые изменения, поступают противоречивые сообщения. Источник «НГ» в правительстве вчера сообщил, что «глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и первый вице-премьер Игорь Шувалов высказали ряд возражений к докладу министра финансов Антона Силуанова и документ был отправлен на доработку». Интерфакс, однако, вчера сообщил, что «правительство на заседании в четверг рассмотрело и одобрило этот вопрос». Затем Интерфакс передал слова Силуанова, что «в целом эта идея поддержана была».

По итогам правительственного заседания Силуанов провел брифинг. Он пояснил, что решение сделать Минфин ответственным за внесение макроэкономического прогноза в правительство носит лишь технический характер. Министр уверил: «Опасения, что вдруг Минфин, не согласный с какими-то показателями, будет что-то править в прогнозе, абсолютно беспочвенны и безосновательны». По его словам, это не компетенция Минфина. Хотя на самом деле чиновники Минфина нередко критикуют расчеты МЭР и делают собственные прогнозы.

Силуанов объяснил, зачем меняется бюджетная процедура. В прошлом году, напомнил он, правительство утвердило прогноз, на основании которого Минфин рассчитал параметры бюджета. Однако затем прогноз был уточнен, и это привело к тому, что прогноз и бюджет по отдельным статьям не совпадали. После этого было решено, что именно Минфин должен вносить в правительство сразу и прогноз, «естественно, не корректируя и не правя ни в коем случае», и проект бюджета в едином пакете документов.

Соперничество двух ведомств длится не первый год. Еще в 2008 году, когда министром финансов был Алексей Кудрин, при Минфине был создан специальный департамент долгосрочного финансового (затем стратегического) планирования. Департамент должен определять ориентиры денежно-кредитной политики, выпускать долгосрочные прогнозы, анализировать состояние мировой экономики. Его появление наблюдатели расценили как попытку финансовых властей сделать именно Минфин ключевым ведомством и ослабить позиции МЭР.

Минфин всегда отстаивал политику затягивания поясов и аккумулирования сэкономленных средств в резервах. Минэкономразвития обычно говорило о необходимости наращивать инвестиции и стимулировать экономическое развитие, в том числе за счет средств резервов. И ведомства пытались доказать оправданность своего подхода, основываясь на собственных расчетах и прогнозах.

Недавний пример, демонстрирующий, что ведомства часто смотрят на экономическую ситуацию по-разному, – это спор Минфина и МЭР о том, наступила в России рецессия или еще нет. В конце апреля глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин сообщил, что российская экономика во втором квартале может вступить в техническую рецессию, когда ВВП падает второй квартал подряд. МЭР такие опасения сначало опровергало.

Однако не только Минфин и МЭР делят поле экономических прогнозов. Точно так же выпускает собственные прогнозы Центробанк. Участвует в процессе и Счетная палата, которая должна контролировать весь бюджетный процесс, включая подготовку прогнозов.

Определенная логика в действиях Минфина есть, ведь речь идет о внесении бюджета, за которое он ответственен, говорит директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. При этом эксперт уверен, что, если Минфин начнет вносить изменения в прогноз, составленный МЭР, эти изменения все равно надо будет согласовывать и их вполне могут не поддержать. Поэтому преждевременно говорить, что теперь перспективы российской экономики полностью зависят от Минфина. Хотя тенденция усиления его роли налицо.

В то же время эксперт подтвердил, что уже не первый год и чиновниками, и экспертами обсуждается проблема низкого качества официальных макроэкономических прогнозов. Прогнозы часто недостоверны, и это толкает самые разные ведомства на то, чтобы составить собственные варианты. От достоверности прогнозов зависят и параметры бюджета, и ориентиры денежно-кредитной политики. «Если вы, как в этом году, сначала насчитали 3% роста ВВП, а этого роста, как выясняется, не будет, тогда у вас автоматически должны быть совсем другие доходы и расходы бюджета, – поясняет Николаев. – В прошлом году планировали рост на 3,6%, а получили 1,3%. И все говорили, что никакой проблемы с дефицитом не случилось. Да, не случилось, но лишь потому, что цены на нефть оказались выше, чем ожидали».

«Каждое ведомство готовит свои прогнозы исходя из разной специфики работы, а уровень коммуникации между ними, к сожалению, оставляет желать лучшего», – говорит аналитик по макроэкономике UFS IC Василий Ухарский. И, конечно, разные ведомства не могут работать, не учитывая своих интересов, добавляет эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
995
Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Группы лоббистов сильнее народа в борьбе за финансовые ресурсы

Эффективные политические механизмы их сдерживания отсутствуют

0
1798
Шансы избежать спада пока сохраняются

Шансы избежать спада пока сохраняются

Михаил Сергеев

Самая больная точка – жилищное строительство

0
1604
Медвежья услуга государственного перестраховщика

Медвежья услуга государственного перестраховщика

Андрей Селезнев

Попавшие под санкции компании, могут оказаться без государственной защиты страховых рисков

0
1625

Другие новости

Загрузка...
24smi.org