0
4741
Газета Экономика Печатная версия

15.10.2014 00:01:00

Имитация активности чиновников дорого обходится стране

Последние законопроекты Минтранса, Минфина и МВД увеличивают издержки бизнеса и граждан на сотни миллиардов рублей

Тэги: законопроекты, минтранс, минфин, мвд, бизнес


законопроекты, минтранс, минфин, мвд, бизнес Коммерческим перевозчикам предстоит увеличить непроизводственные издержки. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Почти каждый ведомственный законопроект грозит дополнительными издержками для российских предприятий и граждан. Только за последние месяцы чиновники сочинили несколько новых требований, которые обернутся для предприятий издержками на 700 млрд руб. Такую оценку называют в Минэкономразвития (МЭР). В обязанности этого министерства входит оценка так называемого регулирующего воздействия на экономику РФ каждого ведомственного проекта. В МЭР надеются остановить утверждение хотя бы части наиболее разорительных норм, которые содержатся в каждом третьем законопроекте.

К наибольшему увеличению издержек предприятий могут привести новые требования Минтранса к автоперевозчикам, новые требования МВД к местам массового пребывания, а также инициатива Минфина по ограничению почтовых отправлений.

Так, поправки Минтранса в Закон «О безопасности дорожного движения» требуют от каждого перевозчика ввести должность аттестованного специалиста по безопасности и выделить отдельное помещение для стоянки, техобслуживания и ремонта. Для выполнения этих требований ко всем перевозчикам, в том числе и индивидуальным предпринимателям, придется потратить в качестве непроизводственных расходов не меньше 53 млрд руб., считают в МЭР. Предлагаемые МВД требования к местам массового пребывания людей может потребовать от бизнеса дополнительных затрат в размере 708 млрд руб.

Предлагаемое Минфином снижение порога беспошлинных почтовых отправлений потребует от бюджета РФ дополнительных затрат и только снизит поступление налогов, считают в ведомстве Алексея Улюкаева. При этом нагрузка на таможенные органы и «Почту России» увеличится примерно в 12 раз. 

Сочиняя новые законы и требования, чиновники, как правило, пишут, что они не потребуют каких-либо дополнительных расходов для бизнеса. Однако оценки МЭР говорят о другом. Именно поэтому почти треть заключений ведомства об оценке законопроектов были отрицательными.

В России институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) начал действовать с марта 2010 года, когда МЭР решением правительственной комиссии было наделено такими полномочиями. В июле 2010 года при министерстве было создано специальное ведомство – департамент ОРВ. «Механизм ОРВ – это экономический анализ документов, который может оказать влияние на бизнес-среду. Оценка регулирующего воздействия призвана выявлять издержки и выгоды для бизнеса, других субъектов инвестиционной деятельности, а также для государственных или муниципальных бюджетов», – говорил в конце сентября замглавы МЭР Олег Фомичев.

«Статистика, которую мы планируем публиковать ежемесячно, показывает, сколько непродуманных и необоснованных решений могло бы быть принято и оказать негативное воздействие на бизнес, если бы на их пути не стоял фильтр в виде ОРВ», – рассказал «НГ» директор департамента ОРВ МЭР Вадим Живулин. Ежегодно в России готовится более 20 тыс. нормативных актов, говорит он. При этом за четыре года работы департамента ОРВ была отсеяна почти треть поступивших проектов. «Бизнес сэкономил от 600 млрд до 3 трлн руб.», – сообщает директор. Впрочем, приводимые им оценки весьма условны. Так, например, ущерб от одного из проектов Минтранса оценен в диапазоне от 50 млрд до 4 трлн руб., что ставит под сомнение точность ОРВ.

«Каждый проект подвергается всестороннему анализу. Непроработанные акты получают отрицательное заключение. Многие акты дорабатываются и выходят уже в совсем иной редакции», – заключает Живулин.

Противоречивым примером регулирования называют и идею Минфина по отмене запрета для налоговых органов проводить две или более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. «Это решение представляется сомнительным способом достижения основной цели регулирования – снижения налоговой нагрузки в отношении вновь создаваемых в регионах промышленных предприятий», – говорят в МЭР. Все подобные примеры – это результат отсутствия у разработчиков какой-либо содержательной работы по взвешенной оценке и обоснованию нового регулирования, заключают в МЭР.

Однако, по мнению первого вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, проблема оценки законодательных актов несколько глубже. Так, ОРВ не действует на законопроекты, уже обсуждаемые в Госдуме. «Поправки, принятые Госдуме, уже не фильтруются ОРВ. Часто бывает, что по законопроекту было одно заключение, а после второго чтения он выглядит совершенно иначе», – заключает Корочкин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Горьковский автозавод проводит конкурс GAZidea для предпринимателей на лучшие идеи для мобильного бизнеса

Горьковский автозавод проводит конкурс GAZidea для предпринимателей на лучшие идеи для мобильного бизнеса

Андрей Гусейнов

0
691
Около 90% предпринимателей оценивают бизнес-климат в регионах как неудовлетворительный

Около 90% предпринимателей оценивают бизнес-климат в регионах как неудовлетворительный

0
909
Фармацевтическая аритмия

Фармацевтическая аритмия

Павел Воробьев

Почему на прилавках аптек возник очередной дефицит

0
1458
Бизнесмен Олег Дерипаска подал судебный иск к Минфину США

Бизнесмен Олег Дерипаска подал судебный иск к Минфину США

0
578

Другие новости

Загрузка...
24smi.org