0
13061
Газета Экономика Печатная версия

28.09.2017 00:01:00

Холодильник начинает побеждать телевизор

Недоверие к экономическим новостям в РФ достигло нового максимума

Тэги: экономика, кризис, сми, тв, новости, недоверие, опросы


экономика, кризис, сми, тв, новости, недоверие, опросы Распределение ответов респондентов на вопрос: «Российские СМИ – телевидение, радио, газеты – сегодня освещают ситуацию в российской экономике полно или неполно?», в %. Источник: Фонд «Общественное мнение»

В сентябре установлен абсолютный рекорд недоверия граждан к освещению экономических проблем в СМИ. Сегодня 65% россиян говорят, что медиа «неполно освещают ситуацию в российской экономике». На максимуме также находится общий показатель недоверия населения к отечественным СМИ – телевидению, радио и газетам. При этом в «карте страхов россиян» на первом месте с заметным отрывом находятся именно экономические проблемы – рост цен, потеря сбережений и недоступность привычных товаров. 

Россияне словно не замечают рапорты чиновников о победе над инфляцией. Или даже игнорируют их, показывают социологические опросы. Текущие темпы роста цен, по официальной информации, находятся в России на историческом минимуме. 

Годовой прирост цен в сентябре составил всего 3,1%, рапортуют Росстат и Минэкономразвития. 3% за год – это практически незаметная величина. И озаботиться таким подорожанием рядовой гражданин скорее всего не сможет. Если год назад курица стоила 100 руб., а сегодня 103 руб., то кого это может взволновать? Если год назад пакет молока стоил 50 руб., а сегодня – 51 руб. 60 коп., то кого это может сильно озаботить?

Между тем реальная картина экономических проблем в глазах населения выглядит совершенно иначе, чем в официальных статистических отчетах. В «карте страхов россиян», которые регулярно составляют социологи, именно рост цен, обесценение сбережений и невозможность купить привычные товары находятся для граждан на первом месте. И этот факт подтвердил вчера проправительственный ВЦИОМ.

Индекс страхов социологи строят на основе ответов на вопрос «Как вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в вашей жизни?». Ответу «полностью уверен, что случится» присвоен коэффициент 1, ответу «думаю, что случится» коэффициент 0,5, ответу «скорее случится» 0,1, ответу «скорее не случится» (-0,1), ответу «думаю, не случится» (-0,5), ответу «полностью уверен, что не случится» (–1). Чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам наступление проблемы. Максимальный уровень общественных страхов в августе соответствовал проблеме «стали слишком дорогими или исчезли из продажи привычные товары, обесценились сбережения». А страхи перед болезнями, войной или преступностью у россиян значительно ниже.

Не менее примечательным оказался и опрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ), который оценивал доверие россиян к СМИ вообще и к освещению ими экономических проблем в частности. В сентябре, по данным ФОМа, около 65% россиян заявили, что «российские СМИ – телевидение, радио, газеты – неполно освещают ситуацию в российской экономике». Это рекордный показатель со времени кризиса 2008 года. При этом больше половины граждан (51%) вообще не доверяют российским СМИ. Это также рекордный показатель за время наблюдений. Таким образом, похоже что «холодильник начинает побеждать телевизор» и россияне отворачиваются как от экономической пропаганды, так и от экономической информации.

«Люди ощущают на себе, что условия их жизни не соответствуют победным реляциям СМИ. Причем оптимистичный настрой «телевизора»  в области экономики стал особенно сильно проявляться в последние месяцы, когда наметился общий экономический рост. Поэтому именно в последнее время, как показывают опросы ФОМа, усилился разрыв в представлении людей между «телевизором» и «холодильником», – говорит ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. «Причина усиления недоверия СМИ – в сочетании факторов: объективное продолжение кризиса с точки зрения доходов людей при увеличении оптимизма СМИ, воспринимаемого как неадекватный», – говорит эксперт.

«Влияние СМИ на восприятие экономики населением – минимально. Граждане больше доверяют своему кошельку и тем чекам, с которыми они выходят из магазина, а не информации, поступающей извне», – говорит старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич. По его словам, улучшение экономической ситуации может начать позитивно сказываться на благосостоянии населения ближе к концу 2017 – началу 2018 года.

«Традиционные СМИ, включая телевидение, постепенно теряют влияние на общественное мнение. Все уходит в социальные сети, в блоги, видеоблоги. Главными каналами коммуникации и доставки информации, конечно, потихоньку становятся сетевые СМИ», – отмечает завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Андрей Новиков-Ланской. Причин рекордного недоверия к СМИ эксперт видит несколько. Среди них и «проблема качества с экономической журналистикой, которой занимаются либо журналисты без специального экономического образования, либо экономисты, которые не очень хорошо владеют навыками журналистики».

«Существует определенный перекос между действительностью и тем, как она отражается в СМИ, особенно в центральных телевизионных каналах, в деловых изданиям либеральной направленности. Впрочем, искажение в СМИ - не смертельно. Интернет сегодня позволяет реально донести альтрнативную точку зрения.», - говорит президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Кланы, клоны, войны и патриархат

Кланы, клоны, войны и патриархат

Игорь Лалаянц

Как неолитическая революция привела к господству мужчин

0
266
Готовится новая чистка высшего образования

Готовится новая чистка высшего образования

Михаил Сергеев

Каждый седьмой вуз в РФ принимает на бюджетные места двоечников и троечников

0
830
Бумажный носитель. История, память, артефакты

Бумажный носитель. История, память, артефакты

Андрей Ваганов

0
167
Высыхающая планета и ее будущие  обитатели

Высыхающая планета и ее будущие обитатели

Сергей Сухонос

Цивилизационная задача человечества – вывести разумную жизнь в неосвоенную среду

0
492

Другие новости

Загрузка...
24smi.org