0
1506
Газета Экономика Печатная версия

19.06.2019 13:32:00

Опасные отходы ушли в тень

Экологов беспокоит непрозрачность и неэффективность отрасли

Тэги: мусор, свалка, бытовые отходы


мусор, свалка, бытовые отходы Эксперты центра Bellona предлагают реформировать систему обращения с отходами I и II классов опасности. Фото Интерфакса

Острый мусорный кризис, которые в последнее время переживают многие российские регионы, в общественном сознании чаще всего связывается с проблемой свалок бытовых отходов. Менее резонансная, но не менее важная сторона вопроса – обращение с опасными отходами, многие из которых являются привычной частью повседневной жизни: к ним относятся, например, люминесцентные лампы, ртутные термометры, батарейки, отработавшие автомобильные аккумуляторы. У экологического сообщества не вызывает сомнений, что существующая в России система обращения с отходами I и II классов опасности представляет угрозу для людей и окружающей среды и требует реформирования. Об этом говорится в экспертном докладе, опубликованном международным экологическим объединением Bellona.

Неправильное обращение с опасными может иметь серьезные последствия для экологии: при попадании в окружающую среду отходов I класса опасности экосистема не восстанавливается вообще, а при II класса – восстанавливается 30 лет. По статистике, в России ежегодно образуется до 400 тыс. т такого опасных отходов. Сколько на самом деле – не знает никто. «Многие вопросы обращения с такими отходами существуют в «серой зоне», которая граничит с зоной криминала, что вообще недопустимо», – заметил генеральный директор экологического правового центра «Беллона» Александр Никитин.

Предприятия отчитываются о таких отходах в заявительном порядке и весьма избирательно, что приводит к искажению данных. В федеральном классификаторе насчитывается 444 вида отходов I и II классов опасности. При этом в 92,5% всех отчетов в 2017 году было всего два наименования – ртутные лампы и свинцовые аккумуляторы. Более половины видов отходов в отчетах отсутствуют – это угрожающий объем, говорит председатель межрегиональной инициативной группы по экологической безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктория Маркова. Причем есть такие виды отходов, которые просто обязаны быть у субъектов хозяйственной деятельности, но в отчетах их нет – они остаются в тени. Например, сивушные масла, образуемые при переработке спирта-сырца, – предприятия такие есть, а опасных отходов они как будто не образуют, привела пример Виктория Маркова. Как отмечают эксперты, для бизнеса невыгодно заявлять об опасных отходах, тем более что есть схемы, как переводить их в категорию выпускаемой продукции. Прокуратура регулярно находит нарушения законодательства в этой сфере.

Аналогичная проблема существует с инвентаризацией уже имеющихся отходов: в специальный реестр входят 4288 объектов размещения, но они не указывают информацию об накопленных отходах. Очевидно неполон в этом вопросе и реестр выведенных из эксплуатации полигонов: в нем всего 42 объекта с отходами I–II классов опасности в 15 регионах, причем 20 из них расположены в одной Чечне, – регионы явно избегают заявлять о таких полигонах. По закону если объект внесен в реестр с опасными отходами, нужно ликвидировать накопленный экологический ущерб, но финансирование для этого не прописано, поэтому регионам это невыгодно, объясняет Виктория Маркова.

Еще одна острая проблема состоит в необходимости создания предприятий, утилизирующих и обезвреживающих такие отходы. Приоритетной задачей, говорится в докладе, является создание производственных мощностей для утилизации отходов II класса, запрещенных к захоронению с 1 января 2021 года, – отходов электронного и электротехнического оборудования. Препятствием к появлению такой отрасли является несогласованность региональных территориальных схем обращения с отходами – разработка единой федеральной схемы обращения с опасными отходами решила бы проблему, считают авторы доклада.

Эксперты сходятся во мнении о необходимости создания единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности, строительства новых мощностей по их обезвреживанию, утилизации и хранению, вывода отрасли из «серой зоны» через реформирование системы учета и контроля и меры стимулирования предприятий. Решение этих вопросов невозможно без участия государства, говорится в докладе.

Первые шаги в этом направлении уже делаются: недавно в рамках нацпроекта «Экология» был запущен федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I–II классов опасности». Он предусматривает создание федеральной схемы обращения с отходами, единой государственной информационной системы учета и контроля и базовой инфраструктуры для обезвреживания.

Выполнение проекта доверено госкорпорации «Росатом», которая ранее создала аналогичную систему обращения с радиоактивными отходами (РАО). «Мы пытаемся применить весь свой накопленный опыт и знания, а также лучшие мировые практики для того, чтобы выстроить в стране удобную, прозрачную и эффективную систему обращения с отходами», – заявил недавно первый заместитель генерального директора госкорпорации Кирилл Комаров. По его словам, массовое потребление и рост промышленного производства без должного государственного регулирования обращения с отходами ведут к постоянному росту нелегальных захоронений и становятся угрозой национальной безопасности.

Информационная система, которую предстоит создать в рамках проекта, позволит отслеживать, где и сколько образовалось отходов, как они транспортируются и утилизируются – например, перевозиться опасный груз будет на машинах, оборудованных системой ГЛОНАСС. Для обезвреживания предстоит создать семь предприятий, четыре из них будут базироваться на построенных в 2000-е годы заводах по химическому разоружению: программа утилизации химоружия завершается, часть заводов уже остановлена – новый проект даст им вторую жизнь и обеспечит работой местных специалистов-химиков. По экспертным оценкам, это новое направление будет экологически гораздо безопаснее прежней сферы деятельности предприятий. Естественно, никаких радиоактивных отходов сюда свозить не будут – для этого уже существует отдельная инфраструктура.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кому выгоден мусорный бизнес

Кому выгоден мусорный бизнес

Анатолий Комраков

Экологи призывают к перемирию с населением по вопросу размещения отходов

0
2290
Ведомство Памфиловой не собирается рассматривать вопросы плебисцита без одобрения нижестоящей комиссии

Ведомство Памфиловой не собирается рассматривать вопросы плебисцита без одобрения нижестоящей комиссии

Дарья Гармоненко

Центризбирком и оппозиция обменялись письмами по поводу запрещенного референдума

0
1088
КПРФ добавит к красному цвету немного зелени

КПРФ добавит к красному цвету немного зелени

Иван Родин

Коммунисты намерены возглавлять и направлять экологические протесты граждан

0
1344
Китайский бизнес процветает на раздельном сборе мусора

Китайский бизнес процветает на раздельном сборе мусора

Анатолий Комраков

В России власти не могут найти 9 миллиардов на покупку контейнеров

0
2199

Другие новости

Загрузка...
24smi.org