Сцена из оперы "Марево", обладательницы премии "Инновация-2012" Фото официального сайта премии
Вчера вечером завершился прием заявок на X конкурс и награду в области современного визуального искусства «Инновация». Выставка номинантов откроется 27 марта в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), а имена лауреатов назовут 15 апреля в Гостином Дворе. Юбилейный год премии, призовой фонд которой состоит наполовину из государственных, наполовину из спонсорских средств, пришелся на кризисное время, так что речь сейчас не о праздновании, а о выживании и подведении промежуточных итогов. Какая там индексация относительно небольших вознаграждений (за 10 лет призовые нечасто, но росли в цене), самое крупное из которых составляет 800 тыс. руб. в главной конкурсной позиции «Произведение визуального искусства», – пока просто остается надеяться, что все пойдет по традиционному распорядку. Но нынешний кризис – для нашего современного искусства – имеет не только финансовое измерение.
10-летие – это и мало, и много. В периоды экономических кризисов и в пору кризиса восприятия и отношения к актуальному, направленному на эксперимент творчеству – это даже очень много. Современное искусство, проявляется ли оно в условно лирических мотивах или в публицистических по духу высказываниях, – отражение состояния социума, мембрана между художественным сообществом, обществом и властью. Но главное, что ироничное (часто жестко-ироничное) экспериментальное творчество, рассказывая полушутя/полупротестуя – строя свою модель мира, дает возможность нащупать болевые точки современности и обсудить их, не пускаясь врукопашную.
Впрочем, после вручения «Инновации» группе «Война» в 2011-м и сопровождавших этот уже давний сюжет многочисленных скандалов (состязание проводится при поддержке Минкульта, и тогда из конкурсного каталога исчезло традиционное обращение министра культуры), после двойственной позиции, в которой оказались организаторы премии, подобных острополитических работ в конкурсе больше не было. И вряд ли в ближайшем будущем их стоит ждать.
Но главное, пока существует «Инновация», изменилось восприятие современного искусства: то есть суды как крайний случай проявления противостояния были и раньше, но любопытства, интереса к новому искусству все это не отменяло. За эти годы появилась Московская биеннале молодого искусства. И вообще формально свободу творчества у нас не ограничивают, однако то и дело намекают, что contemporary art – формат, не очень удобный ни чиновникам от культуры, настроенным скорее пестовать традиции и радостные чувства сограждан, ни существенной части общества, не принимающей часто и вправду малопонятные формы актуального искусства. Самопозиционирование – один из вызовов не только художникам, но и «Инновации», перешагнувшей 10-летний рубеж.
С другой стороны, понятно, что современное общество без актуального искусства представить себе сложно. Никто не спорит. «Инновация» как какой-никакой аналог госпремии помогает необходимому в любой демократической процедуре отбору – вот уже не только медиа-арт стал привычной формой, но и номинацией стрит-артистов никого не удивить. Логично, что некоторые ставшие победителями или хотя бы просто получившие номинацию работы поступают потом в коллекцию ГЦСИ или в Московский музей современного искусства. И хотя прямой зависимости нет, номинация повышает статус, в том числе и при обосновании запроса на закупку. Хотя рынка современного искусства в России так и не сложилось за эти годы.
Премия расставляет акценты и измеряет температуру по больнице за год. В том числе и в регионах, раз уж «Инновация» единственная следит за актуальным искусством по всей стране. Остается надеяться, что к мнению экспертов премии по-прежнему будут прислушиваться. Ну а насчет температуры по больнице – умение смеяться (над собой) всегда считалось признаком здоровья.