0
900
Газета Образование Печатная версия

31.07.2002

Архивариусы в условиях рынка

Тэги: рггу, минаев

Экзамены у абитуриентов позади. Приемные комиссии могут спокойно вздохнуть, а ректоры - вновь отвечать на звонки знакомых. В некоторые вузы страны в этом году принимали по итогам "единого экзамена". В Москве, за малым исключением, - "по-старому". Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) - "исключением" пока стать не торопится. Эта высшая школа в пику ориентированным на коммерческий успех учебным заведениям готовит архивариусов и музейных работников. Здесь на нескольких этажах разместилась библиотека в миллион книг. И как при этом вуз умудряется выживать, чужому уму непостижимо. Расспросим обо всем этом подробней проректора РГГУ Валерия Минаева.

- Валерий Владимирович, начнем, пожалуй, со вступительной кампании-2002. Тенденции, особенности, разочарования...

- Нынешняя кампания удивила меня тем, что изменилось соотношение иногородних и московских студентов. Ранее это выглядело - 10% и 90%, ныне - 30% и 70%. Одна из тревожных тенденций: с каждым годом ухудшается качество подготовки, особенно у тех школьников, которые приходят к нам из обычных школ. В прошлом году мы проанализировали ситуацию и решили, что завысили требования. Тотчас же созвали компетентную комиссию, и уровень заданий несколько снизили. Но, увы, на ситуацию это никак не повлияло.

- Упал ли конкурс в вуз?

- Он возрос. Мы еще подогрели интерес к себе тем, что открыли новые специальности: "социология маркетинга", "международные отношения", "клиническая психология" и другие. Наша материальная база и наш профессорско-преподавательский состав позволили нам это сделать.

- Новые специальности открываются за счет бюджета?

- Если быть предельно точным, за счет перераспределения бюджетных средств. Количество человек на курсе 820 (уже на протяжении ряда лет), и ни одного места дополнительно. На специальность набираем не больше 15-17 человек. Оставшиеся 25 мест в группе добираем платниками.

- Вокруг приемной комиссии всегда очень много шума. Со списками из газет, в каком вузе сколько "берут", вы, наверное, уже ознакомились и свою "цену" знаете. Как боретесь со взятками и боретесь ли вообще?

- Мы ввели такую практику, что в нашей приемной комиссии работают преподаватели из других регионов. В этом году к нам прибыла группа из филиала нашего института в Воронеже. Экзаменационные материалы мы заказываем в других коллективах. Доступ к билетам имеет ничтожно малое количество людей. Но репетиторство наших преподавателей, очевидно, процветает. Только едва ли это можно считать формой взятки. Ведь эти преподаватели не имеют влияния на членов комиссии.

- Если поступление зависит от уровня подготовки абитуриента, то, может, имеет смысл для сельской молодежи открыть что-то типа "рабфака", который успешно функционировал еще несколько лет назад? На таких факультетах молодежь, не имеющая хороших знаний, могла восполнить свои пробелы.

- У нас есть факультет довузовской подготовки, но он мало имеет общего с "рабфаком" прошлых лет. Работаем мы и с "подшефными" - школы, в которых по договоренности с нами открыты лицейские классы. Выпускные и вступительные экзамены в этих классах совмещенные. Зачисление - в апреле. Таким образом, мы готовим себе гуманитарно ориентированный, одаренный контингент студентов.

- Но министр образования Владимир Филиппов высказался однозначно относительно "привузовских" школ. Они разрушают принцип равнодоступности образования.

- И я способен понять министра. Он должен мыслить в масштабах всей страны. Мы получили приказ, по которому с будущего года этих совмещенных экзаменов не должно быть. Но... будут или нет совмещенные экзамены - вопрос для нас вторичный. Хорошего студента все равно надо готовить со школьной скамьи. Наши преподаватели иначе относятся к ребятам, помогают им быстрей адаптироваться к вузу.

- Что будет с вами во время демографического спада?

- Идеальная ситуация для сильного вуза. Все будут бороться за абитуриентов, и престижные вузы, к которым мы себя относим, пострадают меньше других.

- Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) вам интересны?

- Здесь очень много неясностей. ГИФО оценены сегодня в 10 тысяч рублей, себестоимость обучения в нашем вузе примерно - 1300 долларов, а государство сегодня дает 700 долларов за студента. Вот и считайте. У меня не получается. Сейчас мы приспособились к рынку. И если платного образования в таком виде, в котором оно существует сейчас, не будет, то как мы будем существовать - непонятно. Как мы будем содержать нашу библиотеку в миллион книг - мне пока тоже неясно.

- Так устроено, что студент, который может платить за свое обучение, все равно участвует в конкурсе на бюджетное место.

- У нас иначе. Для платных студентов мы устраиваем другой конкурс. Бьются за бюджетные места те, у кого не так много денег.

- Но тогда вас могут упрекнуть, что вы набираете себе заведомо слабый контингент.

- Чтобы заработать человеку в такой стране, как наша, надо обладать определенным уровнем интеллекта и деловой хваткой. Мало того, что наши "платники" имеют весь этот генетический запас, они еще и получают, как правило, приличное школьное образование. Их родители, как правило, не экономят на образовании своих детей.

- Госзаказ на специальности для вас приемлем?

- Основная концепция института такова: мы удовлетворяем потребности личности. Я слышал такое утверждение, что в стране много юристов и этот процесс надо отрегулировать. Если молодой человек хочет получить юридическое образование, мы его ему обязаны дать. А дальше уж пусть он сам решает, где применить ему эти знания. Почему государство решает, какой специальности должен человек учиться. Все каким-то образом формализовать - это устаревший подход.

- Но, видимо, в этой ситуации многих огорчает, что человек не работает по специальности.

- Государство может прогнозировать свои потребности в кадрах только в государственных учреждениях. Экономика такой информации не дает. Рынок тем и отличается, что он гибок, мобилен и в нем невозможно прогнозировать. Установка должна быть иной. Профессия - это не приговор и не проклятье: "Чтоб ты жил на одну зарплату или всю жизнь был журналистом!" Почему надо вообще учиться только один раз. Когда говорят, что у нас много юристов, это означает другое. Лицензируйте тщательно вузы. Юристов у нас готовят в основном либо в негосударственных университетах, либо на платных отделениях государственных учреждений. Если человек платит, значит, он примерно представляет, куда свои знания он может приложить. Так почему не дать ему получить эту специальность. Для того чтобы поддерживать нормальное состояние национальной экономики и обеспечивать ее поступательное развитие, в общей структуре выпуска необходимо иметь 40% выпускников по экономическим, социальным и юридическим специальностям. А трудоустроиться свободно и критически мыслящий, хорошо образованный молодой человек, всегда сможет.

- РГГУ - заведение классического образования. В каком направлении пойдет ваше дальнейшее развитие?

- Грядет эпоха, в которой будут процветать высшие учебные заведения (государственные или негосударственные), настроенные на коммерческий успех. В этой ситуации вуз, который выпускает музейных работников и искусствоведов, может ориентироваться на постдипломное обучение, где первое образование занимает все меньший и меньший объем.

- Как вы думаете, приживется ли у нас форма бакалавриата и магистратуры?

- В нашем институте бакалавриат не пошел. Менталитет. Спрос все-таки на специалистов. В бакалавриат еще не идут и потому, что напуганы армией. Четыре года обучения от армии не спасают, а армию отдаляют. Магистратура для нас хороша тем, что там занимаются научной работой, а поступать туда можно не только бакалаврам, но и специалистам.

- У вас 36 филиалов по всей России, где обучаются, по нашим данным, 12 тысяч человек. Каковы ваши наблюдения относительно ситуации в регионах?

- 40% наших студентов в регионах - это люди, которые получают второе высшее образование. 20% - имеющие уже среднее-специальное образование. Остальные - после школы, и не обязательно этого года выпуска. Абитуриенты приходят получить образование по своему профилю. Требования на вступительных экзаменах едины во всех филиалах.

- Госраспределение выпускников надо возрождать или нет?

- Пусть государство решает, распределять ему или нет. Я всего лишь замечу, что эта ситуация не очень хороша. Откуда деньги у власти? От тех же, кто учится. Это деньги налогоплательщиков. Та форма, когда государство финансирует студента по договору и требует от него отработки там, где он остро нужен, существовала и ранее. Но это был другой строй и другое время. Сегодня все способен отрегулировать рынок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Наталья Савицкая

Благоприятная финансовая ситуация для гуманитарного образования связана с сокращением числа вузов

0
1780
Ректором РГГУ назначен Александр Безбородов

Ректором РГГУ назначен Александр Безбородов

0
1158
Дорога из желтого кирпича

Дорога из желтого кирпича

Елена Семенова

Виктор Гоппе о поэтическом комиксе и статусе одинокого лодочника

0
2446

Другие новости

Загрузка...
24smi.org