0
692
Газета Образование Печатная версия

27.08.2003

Почему дети не любят "продлюги"

Тэги: школа, проблемы, выбор, мотивация, тубельский

Департамент образования города Москвы накануне нового учебного года объявил о новой инициативе: уже с 1 сентября в 219 московских школах образовательный процесс будет вестись по так называемой системе школа "полного дня". В дальнейшем новшество предполагается распространить на все учебные заведения столицы. Мы попросили директора "Школы самоопределения", президента Ассоциации демократических школ, заслуженного учителя РФ Александра Тубельского прокомментировать эти нововведения.

школа, проблемы, выбор, мотивация, тубельский Без создания в том числе и спортивных секций "школа полного" дня едва ли выполнит свои задачи.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

- Александр Наумович, каковы, на ваш взгляд, причины, обусловившие переход к школе "полного дня"?

- Причин несколько. Ежегодно увеличивается число работающих женщин - дома некому сидеть с детьми. Сложилась тревожная ситуация с безопасностью детей - опасно их отпускать на улицу. И, наконец, демографические "ямы" понуждают использовать освобождающиеся школьные площади с максимальной пользой для подрастающего поколения. Согласно социологическим опросам, родители совсем не возражают, чтобы ребенок был занят в школе подольше.

- Мы решим вышеозначенные проблемы предполагаемыми мерами?

- Понимаете, школу "полного дня" как тип образовательного учреждения мы не трогали по крайней мере лет 30. Именно столько лет тому назад в Москве директором школы 544, доктором педагогических наук Костяшкиным Эдуардом Георгиевичем была разработана концепция школы "полного дня". Он обосновал ее принципы, цели и задачи. Школа "полного дня" - это ведь не простая, привычная нам всем продленка. И было бы большой ошибкой так думать. Дети и так ненавидят продленки, называют их "продлюгами" и возненавидят их после нововведения еще больше.

Как я понял, пока ни одного официального документа по школе "полного дня" нет. Идея на этот раз вышла из-под крыла департамента образования города Москвы. Какова будет модель - не знает никто. Но уже существуют опасения, что, не подготовив кадры, не проработав концепцию, попытаются просто запихнуть подростков в школу - это полицейский ход.

Многим модель может привидеться и таким образом: запрем детей в школе и по запискам родителей будем отпускать после уроков по домам. Понятно, что это создаст только лишнюю напряженность в школах. В развитых странах оставить ребенка в школе на несколько часов (что-то типа нашей продленки) - это очень дорогое удовольствие. И платят учителям за дополнительное время тоже очень хорошо. Не думаю, что у нас пойдут таким же путем. А нагружать учителей, имеющих и без того колоссальную нагрузку, кружковой работой - бездумно. Во-первых, учителя не умеют вести кружки (отвыкли, не научили), а просто так люди в школу не приходят и не придут. За существующую мизерную зарплату работать никто не будет. Без кружков же школа полного дня превратится в "резервацию".

Я очень радуюсь тому, что наш департамент образования выступает с такими инициативами и видит проблему школы, но меня удивляет "кавалерийская атака" - немедленно что-то сделать┘ Не забывайте, что еще остается опасность школьной перегрузки. Опасаюсь, что в некоторых школах, не найдя способа организовать достойную работу творческих кружков, пойдут по пути наименьшего сопротивления и организуют дополнительные занятия, тем более что надвигаются стандарты, тесты и прочая министерская "радость".

- Может, планируют привлечь к работе в школе родителей. Кстати, по вашим наблюдениям, ослабла ли эта связка "родитель-школа"?

- Я могу говорить, только исходя из опыта своей школы, но она не совсем обычная, экспериментальная, и главная идея ее - создать условия для развития индивидуальности ребенка. Нельзя индивидуально развивать ребенка в школе, когда дома на него кричат. Невозможно в принципе, чтобы дома ребенок оставался подневольным человеком, а в школе его развивали как свободную личность. Родители, которые привели нам своих детей, понимают это┘ А вообще, по моим наблюдениям, родители стали больше интересоваться делами школы. Почему это происходит - я не могу сказать. Другой вопрос - родители в школе, как правило, не нужны.

- Совсем? И даже для общественного контроля?

- Нет у наших родителей таких прав. Помню, однажды во Франции, в электричке, я разговорился с одним человеком, не педагогом - экологом, но членом попечительского совета. Наша директриса, заметил мой случайный попутчик, никакая не демократка и никаких демократических "вольностей" в школе никогда не допустит, но от нашего родительского слова зависит подписание высшим начальством школьной сметы, поэтому она с нами советуется. А у попечительских советов в России пока таких прав нет.

- Недавно Министерством образования РФ упорядочена процедура оказания школой дополнительных услуг населению. В связи с этим у некоторых родителей появились опасения, что учителя перестанут учить на уроках, ожидая особо усердных учеников к себе на дополнительные занятия после уроков.

- Дополнительные образовательные услуги - это ведь не дополнительные занятия. Это может означать введение какого-то интересного курса, помогающего подготовиться в вуз, интересные лекции. Впрочем, я знаю ряд школ, где некоторые уроки слабенькие, а дополнительные занятия сильные. В основном этим грешат уроки английского языка. В этом смысле наличие договоров, которые теперь будут составлять родители с учителями, поможет избежать такого рода трудностей. Только вот в чем проблема - не умеют у нас родители читать документы. Отсюда - и все недоразумения. Есть и еще один важный момент: если ребенок не хочет знать предмет, а школа не может поднять его мотивацию - то никакие дополнительные услуги этой самой школы ученику не помогут.

- В таком случае - вопрос, который волнует всех родителей всех времен и народов: как заставить ребенка учиться?

- Пока родителей будет мучить этот вопрос, будет увеличиваться количество детей, не желающих учиться. Спешу всех успокоить: только 10 процентов детей на всем земном шаре познавательно мотивированы. Для них познание - жизненная потребность. (Откуда она берется? Только не из школы.) А все остальные дети хотят жить нормальным детством, а вовсе не готовиться к жизни.

- Замечательно, а что делать родителям в этой ситуации?

- А родителям - понимать это. Миф о том, что Моцарта били по рукам и поэтому он стал Моцартом, - идиотский. Этот ребенок уже был Моцартом, а что били - это другой вопрос. Чтобы не упустить талантливого ребенка, его надо развивать. Ходить с ним на выставки, в походы, в кино. Вести в его присутствии умные разговоры со своими коллегами. Приносить интересные журналы и искать статьи в интернете. Все родители интересуются, какие параграфы повторить, какие книги читать ребенку. А вот развитием подростка заниматься никто не хочет. Я заплачу репетитору, и он из моего чада сделает гения. Не сделает┘

Я часто спрашиваю своих иностранных коллег: "Какую тему, если бы можно было провести международный конгресс, вы согласились бы обсудить?" И слышу всегда одно и то же: "Почему дети не хотят учиться и что надо сделать, чтобы они захотели учиться?" Везде во всех странах дети не хотят учиться. Ребенок мотивирован иначе, он приходит в школу не за знаниями. Он приходит, чтобы общаться со сверстниками, проявить себя. Если школа ему эту возможность дала, она вправе предложить обмен: "Мы создали тебе условия, а ты за это поучись немного". Но есть и еще одна причина: "Почему ребенка не спрашивают о том, что ему хочется узнать?"

- На ваш взгляд, какова самая опасная тенденция в современной российской школе?

- Школы прекратили учить детей. Многие ограничиваются "проверяющей" функцией. Стремление ко всеобщему тестированию и стандарту еще больше разовьет эту тенденцию.

- Многие родители и школьники даже накануне первого сентября продолжают искать хорошую школу. Помогите советом.

- Мой друг Симон Соловейчик на этот вопрос всегда отвечал так: "Придите в школу, посмотрите на учителей, загляните в классы, посмотрите в глаза детей, и вы все поймете". От себя могу добавить, не спрашивайте, по каким программам учатся в данной школе и по каким учебникам. Посмотрите, как дети общаются, прислушайтесь к их речи и речи тех, кто их учит. Посмотрите на лица встреченных вами в школе. Что в них? Интерес, улыбка? Выбирайте школу по эмоциональным признакам. Конечно, если вы согласны с принципами, что школа - это полноценный отрезок жизни ребенка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У кандидата от КПРФ мало шансов пройти муниципальный фильтр

У кандидата от КПРФ мало шансов пройти муниципальный фильтр

Иван Родин

Выдвижение любого из претендентов в губернаторы Приморья зависит от власти

0
1322
На 7 участках и одном ТИКе кандидат КПРФ Ищенко получил 100% голосов. Как в СССР

На 7 участках и одном ТИКе кандидат КПРФ Ищенко получил 100% голосов. Как в СССР

Егор Симкин

0
1053
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1009
Навальный возвращается на выборы

Навальный возвращается на выборы

Иван Родин

Электоральные процедуры опять используют против власти

0
1907

Другие новости

Загрузка...
24smi.org