0
857
Газета Образование Интернет-версия

05.12.2003 00:00:00

"Нельзя сделать мраморного Аполлона из глины"

Тэги: рабо, обучение, mba


рабо, обучение, mba Сергей Мясоедов уверен, хорошую бизнес-школу нельзя сделать за год.
Фото из архива ИБДА

- Сергей Павлович, мы общались с представителями РАБО почти полгода назад. Не могли бы вы охарактеризовать положение школ МВА сегодня и что изменилось за время нашего с вами "молчания"?

- Я считаю, что за истекший период времени в деле понимания академическим образовательным сообществом, что такое бизнес-образование, произошли большие подвижки. Во всем мире университетское и бизнес- образовательные сообщества уже давно друг друга признали. Сложилось обоюдное понимание, что оба типа образования нужны и важны для общества. Что они не могут друг друга заменить, но могут успешно дополнить друг друга.

У них разные цели, разные учащиеся, разные источники финансирования и т.д. Университетское образование должно быть фундаментальным. Бизнес-образование - прикладным. В университете хороший преподаватель - ученый. В бизнесе - практик-консультант. Первое должно быть общедоступно и дотироваться государством, иначе оно не выживет. Второе по определению платное и ориентируется на элиту. Потому что, по классической выборке, только 6-7% населения способно к управлению. При всем желании нельзя сделать мраморного Аполлона из глины. Стартовый материал должен быть хорошим. С самого начала бизнес-образование ориентировано на тех, кто успешен. Во всем мире этот вид образования - дорогой. Поэтому программа МВА по степени практической ориентации, составу преподавателей не должна быть похожа, скажем, на второе высшее образование. Вот РАБО сейчас находится в процессе обсуждения с академическим сообществом этого ряда мировоззренческих позиций, и я считаю этот процесс очень важным, нужным и очень серьезным.

- Вы обмолвились о вашем слушателе. Как правило, к вам приходят первые лица крупных компаний. Хотелось бы узнать, а какие они ученики?

- Прекрасные. Первые лица более ответственны, чем "не первые". В бизнес-образовании занятия вообще посещают хорошо. Если люди идут на программу и платят большие деньги, они предпочитают их отработать. И потом, первые лица принимают решение идти учиться сами. Но это не значит, что всегда ходят все 100%. Мы знаем, что если на занятиях отсутствует 10-15% состава (это - 3-5 человек), то это нормально. У них могут быть неотложные встречи, переговоры. А если больше - это ЧП. Значит, надо встречаться с группой. И, если надо, менять преподавателей.

- Такое возможно?

- Такое бывает. Преподавать бизнес бизнесменам сложно. Они равнодушны к научным титулам и званиям. Им нужен практический опыт. Поэтому коллективы преподавателей бизнес-дисциплин формируются сложно. В ИБДА на сводной кафедре сегодня 27 человек. Это результат 15-летней работы. Если за год сможем добавить еще 1-2 хороших преподавателей, будет прекрасно. "Свои" преподаватели, как подсказывает наша многолетняя практика, должны обеспечивать порядка 50% занятий. Меньше - страдает межпредметная логика. Больше - теряется гибкость и адаптивность. Остальное должны преподавать практики или консультанты. Их найти еще труднее. В России, например, единицы могут преподавать стратегию лицам, которые занимаются ею "по жизни". Мы взяли к себе автора известного учебника по стратегии С.Попова. Не потянул. Пришлось с ним расстаться. Тех, кто выдерживает очень мало: Гурков, Хайнеш, Арутюнян. Может еще два-три имени. МВА требует преподавателей-практиков и консультантов. Уровень активных занятий (проблемные ситуации, мозговые штурмы, ролевые имитации) в ИБДА занимает свыше 40%. Так должно быть. В ведущих школах активные занятия составляют 40-60% времени.

- Что вы подразумеваете под словом "лучший преподаватель"?

- Это тот, который половину своего занятия молчит и слушает, как заинтересованные слушатели под его руководством обмениваются своим практическим опытом.

- Как складываются отношения старейших школ с бизнес-школами при наших ведущих университетах? Многие из них открылись гораздо позже вас, но, похоже, на этот рынок образовательных услуг они пришли с большими амбициями.

- Практически все мировые и российские ведущие школы бизнеса России складывались на базе университетов. Потом происходило уже их "выделение" в отдельную структуру, а в некоторых случаях и "физическое" отделение. Корнями мы все в университетах. И у большинства эта связь остается. У одних школ самостоятельности больше, у других - меньше. У кого-то отношения складывались гладко, у кого-то - не очень. Это относится и к трем первым бизнес-школам России: ВШМБ, ВКШ и ИБДА. Но это феномен не только России. Так во всем мире. В одних случаях имя университета звучит громче имени бизнес-школы. Так, скажем, Кембриджский университет звучит намного громче, чем его бизнес-школа (Judge Institute of Management). В других - имя бизнес-школы может звучать громче имени университета. Так случилось с Гарвардской школой бизнеса. Скажем так, Гарвардский университет - очень хороший, но не первый в мире. И Гарвардская школа звучит громче, чем университет. Когда бизнес-образование в России только делало первые шаги, отношения школ и университетов часто выстраивались тяжело. Именно поэтому бизнес-школы в этот период часто закрывались, отделялись от своих университетов. Сегодня руководители ведущих вузов страны осознали, что бизнес-образование имеет право на существование. Как наглядное подтверждение тому - школа бизнеса при МГУ. Она просуществовала некоторое время (середина 90-х), потом закрылась, а не так давно открылась вновь.

И все же мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну важную деталь: даже лучшие университеты не могут сделать хорошую бизнес-школу и программу МВА сразу, за полгода или год.

- Что самое трудное для любой программы МВА?

- Самое трудное и важное - это найти достаточно "нефинансовых спонсоров". То есть бизнесменов-практиков, которые готовы прийти к нам в школу бизнеса, поделиться своими знаниями и опытом. Деньгами их не привлечешь. Их можно только убедить, что вам нужна их помощь.

- Как обстоят дела с изданием справочника по бизнес-образованию, который бы информировал читателя о ведущих бизнес-школах России?

- Группа экспертов РАБО совместно с Европейским фондом подготовки кадров (European Training Foundation) заканчивает подготовку большого справочника на 700 страниц по бизнес-образованию. Такая книга просто необходима, потому что на сегодняшний день не только рядовые люди, но и бизнесмены зачастую не знают, что такое бизнес-образование, что такое МВА, что такое ЕМВА.

- Составлен ли "мягкий рейтинг" бизнес-школ?

- Я против рейтинга российских бизнес-школ. На рынке объективно существует 8-10 школ и программ МВА, которые являются лидерами уже не один год. Эти школы присутствуют во всех обзорах, и их все знают. Каждая из них в чем-то лучшая: кто-то в стратегии, кто-то в маркетинге, кто-то в дистанционном образовании. Это те школы, в которых держат планку российского бизнес-образования на уровне выше большинства средних бизнес-школ Европы. Вряд ли мы сможем в ближайшие годы соперничать с Гарвардом, Уортоном или Стэнфордом. Но свое место мы держим и делаем это очень уверенно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
417
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
691
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
788
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
594

Другие новости