0
627
Газета Образование Печатная версия

27.02.2004

Директорский тендер

Тэги: образование, законодательство, школы


На днях умерла учительница одной из школ Центрального округа столицы. 42-летняя женщина скончалась дома... внезапно, от сердечной недостаточности. Родительница, которая написала об этом письмо в редакцию, винит в случившемся администрацию школы и сообщает, что накануне трагического дня она виделась с покойной и та жаловалась ей, «какие невыносимые условия для работы создает директор школы. Какими методами пользуется авторитарный руководитель, выдавливая из коллектива инакомыслящих...».

Но, похоже, ситуация все же меняется. В Минобразования был рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». Речь идет о подчинении школ неким Управляющим советам.

Повсеместное введение в школах таких структур ожидается примерно с 2007 года. По словам и. о. министра образования РФ Владимира Филиппова, такое перспективное нововведение означает предоставление общественности более широких полномочий для управления школами.

Готовящиеся изменения в законодательстве приведут к тому, что даже на пост директора школы будет назначаться человек, прошедший предварительный конкурсный отбор, контролируемый общественностью. Планируется, что Управляющий совет школы будет участвовать в обсуждении состава и бюджетной заявки, то есть будет решать, «на что» именно потратить бюджетные деньги в данной школе. Кроме того, при активном участии совета будут обсуждаться коллективные договоры, защищающие интересы учителей.

Как и все готовящиеся нововведения, законопроект пройдет стадию общественного обсуждения. А мы сегодня предлагаем директорам школ высказаться на эту тему.

Ефим Рачевский, директор школы-комплекса «Царицыно»: «Нынешние Советы – реальная попытка сделать систему общественно-государственного управления в школе. Почему это актуально сегодня? Во-первых, общество уже идентифицировало себя с налогоплательщиками и осознало, что школа существует на общественные деньги. И второе – сегодня (как никогда) социум мотивирован на получение хорошего образования. Отличительная черта гражданского общество (а я верю, оно зарождается в России) – это участие в таких важных социальных актах, как образование и наука. Что касается конкурса на замещение должности директора, думаю, здесь ни в коей мере не умаляется роль учредителя школы. Управляющий совет обязан объявить конкурс и отобрать кандидатуру на должность директора, а ее уже своим приказом назначает учредитель. Меня вполне устраивает такой вариант, потому что директор, предложенный Управляющим советом, будет еще обличен и его доверием. А сделать что-то стоящее в школе можно только совместными усилиями. Конечно, для некоторых директоров учебных заведений, которые живут по авторитарному принципу, это будет тяжело и непонятно. Но, похоже, таких руководителей становится у нас все меньше и меньше. Управляющий совет сможет и «отозвать» директора, если он не справится со своей должностью. Не секрет, что некоторые руководители школ рассматривают ресурсы школы как свои собственные. И распоряжаются ими порой не совсем целесообразно... Надеюсь, новая инициатива искоренит все негативное».

Евгений Бунимович, депутат Московской городской Думы, заслуженный учитель РФ: «Необходимость подключения общества к решению насущных проблем образования очевидна и закономерна и даже законодательно закреплена еще в 1992 году. Но за все эти годы привлечь общественность к управлению школой (на национальном уровне) реально так и не удалось нигде (кроме отдельных творческих школ). Общественное управление – вопрос слишком серьезный. Отсюда, кстати, и буксующая модернизация нашего образования. Главная проблема в том, что до сих пор нет запроса от общества школе, внятно и четко сформулированного. Во имя каких целей? Ясные задачи должны быть поставлены обществом перед властью, а не наоборот. Повторю, что попытки привлечь общественность к управлению школой уже предпринимались. Сегодня мы пытаемся еще раз приблизаиться к реализации этой идеи. Отбор директоров на конкурсной основе – красивая идеалистическая модель. У нас, например, в Москве проблема в другом – найти директора школы. В идеале бы устроить еще и конкурс на должность учителя. Но, к сожаленью, не все даже ставки закрыты, учителей катастрофически не хватает. Давки занять директорское кресло, разумеется, пока тоже не наблюдается. Вот если сделать директору зарплату конкурентоспособной, тогда... Тогда придется продумать меры для защиты от проходимцев, не в меру амбициозных людей и ничего не смыслящих в управлении школьным процессом... В целом задуманный проект мне кажется положительным, но несколько абстрактным. Массового обращения взора общественности к делам школы не будет. А внедрить это указом сверху – получится опять страна Советов...»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
581
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1420
ФСИН обещает реагировать адекватно

ФСИН обещает реагировать адекватно

Екатерина Трифонова

Президентский Совет по правам человека разобрал персональное дело тюремного ведомства

0
1110
Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

0
457

Другие новости

Загрузка...
24smi.org