0
11040
Газета Образование Интернет-версия

16.09.2014 00:01:00

Образования много не бывает

Тэги: образование, вузы, частное высшее образование, интервью, владимир мау


образование, вузы, частное высшее образование, интервью, владимир мау Идеальных образовательных систем не существует. Фото PhotoXPress.ru

О том, какая структурная перестройка ждет высшее образование и почему от вузовской науки нельзя ждать успехов сразу, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказал ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир МАУ.


Владимир Александрович, сегодня в высшем образовании проходит структурная перестройка. Эти процессы иногда вызывают неприятие, а то и сопротивление академического сообщества. Например, тема закрытия филиалов или даже вузов. Каково ваше отношение к сокращению количества институтов и университетов?

– Этот вопрос прежде всего связан с качеством образования. И здесь вопрос к государству – что оно готово считать высшим учебным заведением? Если бы в России была преимущественно частная система вузов, то проблема приемлемого стандарта находилась бы в компетенции собственника университета, ведь от качества образования зависела бы репутация вуза. В нашей стране обеспечение стандартов качества лежит на государстве, и оно верно считает, что не должно допустить профанации высшего образования, поскольку выдаваемый диплом ассоциируется с государством.

Естественно, что государство хочет отмежеваться от псевдообразования – поэтому и устраняет слабые вузы. Если же говорить об общем тренде, мое личное мнение состоит в том, что плохое образование лучше, чем его отсутствие.

Есть две большие иллюзии, связанные с этой темой: первая – что в вуз желает идти слишком большое количество людей. Не бывает «слишком много». Вернее, это хорошо для государства, что так много людей хотят идти получать высшее образование и что в обществе образование имеет высокую ценность. Вторая иллюзия: если у нас будет меньше студентов, то автоматически увеличится количество людей на рабочих специальностях.

Это утопия. Это напоминает мне нашу дискуссию в начале глобального кризиса, когда начитавшиеся учебников по истории ВКП(б) 30-х годов грезили, что мы ответим на безработицу общественными работами – строительством дорог и небоскребов. Но офисные работники достаточно спокойно пересидели кризис дома, за компьютером. Это же понятно, что они никогда не займут рабочие места. И для нас будет даже лучше, если они туда не пойдут, а то риски построенных ими зданий были бы очень высоки.

Иными словами, нам нужна более гибкая система образования. Общество должно удовлетворить свой спрос на высшее образование, а не ограничивать его. И вместе с тем оно вправе знать: какие вузы хорошие, а какие – нет.

Почему в России никак не может прижиться система частного высшего образования, хотя хорошие частные вузы у нас есть?

– Здесь есть элемент традиции. Или даже национального консенсуса. В России традиционно предпочитают частного врача, но государственные университеты. Мы готовы даже государственному врачу платить, но при этом у нас никогда не возникает желания заплатить профессору (если только он не репетитор). Есть такое стойкое убеждение, что частный вуз – это для тех, кто не попал в государственное учреждение.

Справедливо ли, что, однажды сдав ЕГЭ на полбалла выше, чем остальные, ты учишься все годы бесплатно, пусть и не лучше твоих менее удачливых сверстников?

– Абсолютно справедливых систем нет. Возьмем ЕГЭ. Скажу сразу: я как ректор его всячески поддерживаю. Он снимает с вузов вопросы, связанные с коррупцией. И я категорический противник дополнительных экзаменов – в этом случае есть риск переноса коррупции в вузовские стены. Однако ЕГЭ действительно создает проблему, о которой вы сейчас сказали. Если можно было бы найти систему, при которой можно привязать успехи студента к плате за обучение, я только за. Но не думаю, что существует достаточно прозрачный механизм периодического передела бюджетных мест, который избегал бы коррупционных рисков.

И не только коррупционные риски здесь возникают. Скажем, у нас есть совместная программа с Физтехом, выпускники которого получают два диплома. Сразу скажу: учиться там очень трудно. Бакалаврскую программу оплачивает Газпромбанк (поскольку по закону нельзя получить два высших образования бесплатно) при условии, что студенты не получают оценку ниже четверки. Сдаешь на три – начинаешь платить сам или уходишь со второй программы и учишься как все – по одной. И, внедряя эту систему стимулов, мы столкнулись с «коррупцией наоборот». Преподаватели перестали ставить студентам тройки: «Хорошие ребята, жалко их!»

Присоединение слабого вуза к сильному дает результаты?

– Это очень сложный вызов для сильного вуза, для его управленческой команды. Но где-то это объединение дает хорошие результаты.

Где?

– Там, где есть сильная управленческая команда.

Эффективно ли разделение в руководстве вуза менеджерских функций и управления научной деятельностью?

– Здесь все зависит от традиций. Вот в США – такая система управления, у нас другая. И то, что работает где-то, у нас часто не работает. И наоборот. Правильна та система, которая работает в конкретных обстоятельствах места и времени.

Возможно и разумно ли перенесение науки в вузы?

– В долгосрочном плане это правильно. В краткосрочном – очень трудно, ведь много десятилетий наука была в НИИ, а образование – в университетах. Разумней было бы не только переносить науку в вузы, но и объединять вузы и НИИ – например, для решения задачи вхождения в мировые рейтинги. А ожидать, что преподаватели вдруг сразу станут учеными, – по меньшей мере странно. Ясно же, что хотя бы одно поколение преподавателей должно смениться. На протяжении многих лет мы затачивали преподавателей под другой функционал. Но сам посыл понятен и полезен – наука должна делаться там, где есть подпитка, есть студенчество.

Есть такая еще тема, как госзаказ. Тема нужная?

– Конечно. Но я не хотел бы, чтобы искусственным, нерыночным образом решался вопрос, сколько нам нужно инженеров или врачей. Если в условиях всеобщей тяги к высшему образованию искусственно наращивать бюджетные места в медицинских и технических вузах, то мы столкнемся с ситуацией, что в них идут совершенно не склонные к этим занятиям люди. А они пойдут – ведь есть спрос на всеобщее высшее образование. Мне, например, кажется безопасней, если будет перепроизводство псевдоюристов, а не псевдоврачей. Система должна регулироваться естественным путем. Тогда будет меньше рисков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
496
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
615
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
523
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
429

Другие новости