1
3914
Газета Образование Печатная версия

22.07.2015 00:01:00

Населению нужен хороший русский

После мониторинга СМИ за парты посадят политиков, ньюсмейкеров и чиновников

Тэги: образование, русский язык, ольга голодец, рао, людмила вербицкая, школа, сочинение


образование, русский язык, ольга голодец, рао, людмила вербицкая, школа, сочинение Возможно, теперь и чиновникам придется пройти проверку на грамотность. Фото PhotoXPress.ru

На заседании Совета по русскому языку при правительстве РФ предположили, что «рыба гниет с головы», и предложили, хоть и с некоторой опаской, проверить на грамотность политологов, ньюсмейкеров и чиновников. Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец поддержала почин подчиненных и порекомендовала  им начать работу, «невзирая на лица».

Заседание совета прошло в Геологическом музее МГУ им. М.В. Ломоносова. Соседство минералов должно было, по всей видимости, подчеркнуть, сколь прекрасен русский язык и как много мы теряем, заменяя новоязом правильную речь.

Между тем под сводами отреставрированного университетского зала звучало: «…сегодня уже недостаточно проходить просто программу по русскому языку, необходимо проектировать траекторию образовательного маршрута ученика на основе концепции непрерывного образования, принятой нашим министерством на…» Впрочем, совсем скоро в зале зазвучала просто речь. И появились смыслы, едкие замечания, обвинения и даже сомнения. Например, президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая сообщила, что подведомственная ей организация уже выпустила в свет новый словарь общеупотребительной лексики. Он нужен каждой школе, которых, как оказывается, у нас более 45 тыс. Словарь, по словам академика, нужно издать количеством не менее 100 тыс. экземпляров. На это нужны деньги, а их, как водится, нет. И та же Людмила Вербицкая напомнила, что РАО уже входит во вкус компьютерных технологий. Заработал интернет-портал по русскому языку. Ободренная успехами на онлайн-поприще, РАО уже готова заняться другими амбициозными задачами. Попутно выяснилось, что академик рада возврату сочинения в школы и предлагает скорее ввести оценку за эти ученические труды.

Речь Вербицкой вдохновила ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. Он вступил в дискуссию, даже не дождавшись конца выступления коллеги. По его мнению, гендерный перекос учителей русского языка в сторону женского начала работает совсем не в пользу школы. А в некоторых регионах занятия с учащимися ведут педагоги, для которых русский язык не является родным. Поэтому, считает академик, мы теряем Кавказ. И надо бы всем вместе подумать над тем, как вернуть в южные края правильную русскую речь. А еще ректор посетовал, что отечественное интернет-пространство уже оккупировано другими онлайн-игроками. 

Подхвативший эстафету министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов тоже заметил, что количество учителей русского языка, для которых он является родным, стремительно сокращается в отдельных регионах страны. Он напомнил, что повышением учительских знаний занимаются 94 организации, что, судя по всему, должно внушать надежду на положительный исход такой малоприятной ситуации.

От проблем русского языка в школе увел собравшихся заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Он напомнил о рейтинге грамотности СМИ, проведенном его ведомством и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. Труды исследователей очень порадовали Ольгу Голодец. На все сомнения Алексея Волина, стоит ли продолжать нервировать СМИ, а вместе с ними чиновников, политиков и ньюсмейкеров, вице-премьер сказала свое твердое «да!».

А вот ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев не просто дополнил коллегу Волина, он придал новой теме некое академическое окаймление, объяснив, что проверять у чиновников надо даже не грамотность, а уровень коммуникативных компетенций. Неумение говорить, ясно излагая при этом свои мысли, способно навредить чиновникам куда больше, чем неправильная расстановка запятых в тексте. «Проблемы коммуникации в профессиональной сфере – бич нашего общества», – начал свое выступление вооруженный «шпаргалками» ректор Кропачев. Согласно данным его исследований, население очень недовольно тем, как с ним общаются в личном пространстве законодатели и представители власти. Да и в бытовой сфере общение тоже не радует.

 Подробней это выглядит так: 45% опрошенных не нравится, как с ними общаются парламентарии. 51% недовольны торговцами. Каждый пятый участник опроса обижается на медперсонал в больнице. 15% не нравится русская речь учителей лицеев и школ, а 5,5% – русский язык преподавателей вузов. 

По данным исследований, взаимосвязь между сложностью языковых конструкций и сложностью их понимания для граждан и законодателей все-таки есть. Исследователи СПбГУ выяснили, что просьба к авторам документов через какое-то время разъяснить тот или иной акт ставит в тупик даже самих сочинителей. Они дают почему-то слишком противоречивые объяснения. 

 В общем, население страны хочет общаться на хорошем русском. Этим обеспокоены более 65% опрошенных в Ленинградской области и более 76% северной столицы. 

Вместе с тем тема хорошего общения почти не волнует молодых. Она тревожит только каждого четвертого. Отчасти это проблема системы образования, замечает Кропачев. Из современных стандартов образования следует, что за 11 лет обучения в школе  русскому языку уделяется всего 20% школьного времени. 

 Стандарты высшего образования, кроме специализированных областей (филология, журналистика и т.д.), не содержат требований к русскому языку. Это означает, считает ректор, что учитель физики разговаривает с учениками на уровне «основ языка». И грамотное владение могучим и прекрасным перестает быть нормой для выпускников любого вуза. 

Хорошо изложены требования к русскому языку лишь для иностранцев и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отсюда, делает вывод Николай Кропачев, нужно начать подготовку национальной модели оценивания коммуникативных компетенций.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Ирина Литвиненко 16:04 25.07.2015

Я тот самый учитель физики. И хочу сказать вот что. Основы языка дает семья. Школа должна научить правильному языку – и письменному (орфографии, синтаксису), и устному (умению сформулировать и высказать мысль, в том числе – из области физики). Вуз должен научить профессиональному языку – и физика, и лирика, и инженера, и учителя. У всех своя задача, и про оценку компетенций – идея хорошая. Но есть еще среда – и кто учит языку на улице, в автобусе, в клубе – неведомо. И не понятно, как влиять.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молодежи Приморья расскажут, как поступить в американские вузы

Молодежи Приморья расскажут, как поступить в американские вузы

Людмила Васильева

0
1084
Уроки труда приближают к реальной жизни

Уроки труда приближают к реальной жизни

Татьяна Попова

Московские школы и колледжи преподают технологию по современной модели

0
912
Ольга Васильева рассказала об устной части экзамена по русскому языку для 9-х классов

Ольга Васильева рассказала об устной части экзамена по русскому языку для 9-х классов

 

0
534
Экзамен, который расколол общество

Экзамен, который расколол общество

Антон Зверев

Как обыкновенный инструмент оценки знаний во многом устранил профессию "учитель"

0
2438

Другие новости

Загрузка...
24smi.org