0
2295
Газета Образование Печатная версия

26.01.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Надежда России – на образовательный туризм

О влиянии курсов валют на студенческую мобильность в приемной кампании 2016 года

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: высшее образование, международное образование, образовательный туризм, иностранные студенты


высшее образование, международное образование, образовательный туризм, иностранные студенты В российских вузах увеличивается число студентов из Китая, Индии, Бразилии, Египта, Южной Кореи. Фото с сайта www.rudn.ru

Влияние курсов валют на студенческую мобильность – тема новая для международного образования, но крайне актуальная. Очевидно, что ослабление национальных валют по отношению к основным мировым валютам увеличивает стоимость обучения и проживания для иностранного студента в ведущих странах – экспортерах образования, использующих для расчета доллары США, английские фунты и евро.

Исходя из того факта, что основные потоки студенческой мобильности приходились на развивающиеся страны, включая БРИКС, и именно в этих странах произошло значительное ослабление национальной валюты по отношению к доллару и евро, можно прогнозировать снижение числа иностранных студентов именно из этих государств. Но это снижение, возможно, на разных программах будет разным.

К примеру, на долгосрочных программах это снижение будет незначительным, так как решение обучать за рубежом родители принимают заблаговременно и деньги откладывают заблаговременно именно в той валюте, которая используется в стране предполагаемого обучения. Но на краткосрочных языковых и других программах снижение может быть значительным, так как оплата обучения на этих программах происходит из средств, зарабатываемых в текущей ситуации.

Можно также предположить, что существенное снижение иностранных студентов в приемной кампании 2016 года произойдет в США и Великобритании. Такой тренд уже наметился в 2015 году. Очевидно, что это объясняется высокой стоимостью обучения и проживания в этих странах, а также ужесточением миграционных правил для иностранных студентов. Скорее всего часть потока иностранных студентов будет переориентирована на Канаду, Ирландию, Мальту – там стоимость обучения и проживания ниже.

Подобные ситуации уже происходили, к примеру, во время азиатского финансового кризиса 1997 года, когда малайзийский ринггит и тайландский бат потеряли почти половину своей стоимости по отношению к доллару США. В это же время было зафиксировано снижение численности студентов из Таиланда и Малайзии, обучающихся за рубежом.

Как скажется на приемной кампании российских университетов ослабление национальной валюты?

Скорее всего увеличится число иностранных студентов из европейских стран и США на краткосрочных языковых и обменных программах российских университетов, включая летние курсы. (Фактически европейским студентам дешевле жить сейчас в России, чем в Европе). Эти программы часто называют образовательным туризмом, и основные тенденции по туризму в общепринятом смысле этого понятия распространяются и на образовательный туризм.

Официальные данные по туризму в России, опубликованные на сайте Федерального агентства по туризму, свидетельствуют об увеличении на 13% въездного турпотока за девять месяцев 2015 года по сравнению с 2014 годом. Конечно, это среднестатистические данные, но по странам, из которых мы традиционно принимаем иностранных студентов, – таких как Китай, – идет увеличение турпотока. Весьма многообещающим выглядит увеличение числа туристов из Индии (на 67%), Бразилии (на 12%), Египта (на 85%), Южной Кореи (на 42%). Возможно, и число иностранных студентов из этих стран будет увеличиваться.

На долгосрочных программах (бакалавриат, магистратура) российских университетов вряд ли произойдет существенное увеличение числа студентов из европейских стран, даже при условии, что проживание в России им будет обходиться меньше. Эти студенты по большей части обучаются в Европе бесплатно или за счет грантов.

В текущей ситуации большую перспективу по набору имеют совместные программы российских университетов с зарубежными университетами при условии гибкого графика обучения в университетах, реализующих такие программы.

Бесспорно, взвешенная стратегия по набору из иностранных студентов в нынешних условиях, основанная на маркетинговых исследованиях, станет ключевым моментом для российских вузов в успехе приемной кампании 2016 года.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Британские университеты до и после брекзита

Британские университеты до и после брекзита

Гульнара Краснова

Англичан исключают или просят выйти из европейских научных проектов из-за неопределенности финансирования

0
1039
Иностранные студенты находятся в стрессовой ситуации

Иностранные студенты находятся в стрессовой ситуации

Гульнара Краснова

В российских вузах пытаются наладить работу по их социально-психологической и культурной адаптации

0
2158
Мировой рынок образования вздрогнул

Мировой рынок образования вздрогнул

Гульнара Краснова

Рост числа иностранных студентов продолжится, но потоки студенческой мобильности будут перераспределены

0
3517
Предпринимательство: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня

Предпринимательство: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня

Ричард Брэнсон

0
911

Другие новости

24smi.org