0
2807
Газета Образование Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

В детсадах введут уроки финансовой грамотности

Тэги: детсад, уроки, финансовая грамотность, деньги


детсад, уроки, финансовая грамотность, деньги Правильному потребительскому поведению теперь будут учить уже в детском саду. Фото Агентство «Москва»

Обучать население финансовой грамотности начнут с детсадовского возраста. Новшество будет включено во все уровни образования: детсады, школы и вузы. Соответствующее соглашение подписали министр образования и науки РФ Ольга Васильева и председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. Некоторые детсады уже экспериментируют, апробируя новые игры и учебную литературу. Хотя никто еще не доказал преимущество введения финансовых уроков в школах и детсадах, в мире они достаточно популярны.

Официально поводом для введения такой инициативы называют финансовую безграмотность населения. Лишь 2% россиян считают, что ориентируются в мире управления финансами. Каждый десятый рискует не глядя, когда речь идет о кредитах: 10% опрошенных подписывают финансовые договоры, не читая и полагаясь на сотрудника банка. Треть населения хотя и ведет личные бюджеты, но   беспомощны на рынке финуслуг.

Большинству россиян просто необходим финансовый ликбез – таковы итоги мониторинга финансового поведения и доверия населения финансовым институтам, ежегодно проводимого НИУ «Высшая школа экономики» на основе опроса респондентов в возрасте от 18 лет. Резкий рост числа более-менее грамотных людей обычно фиксируется во время кризисов. Но сегодня ситуация отличается от прошлых кризисных лет. Внимание населения к финансовой теме «перебивает» внешнеполитическая повестка, говорят аналитики мониторинга.

В общем, неуважение к финансам  взрослого населения могут исправить дети, если станут экономически грамотней – таков ход рассуждений инициаторов нововведения. Воспитатели детсадов, к которым мы обращались за комментариями, говорят, что им не привыкать к творческим инициативам начальства и менять содержание занятий в детсадовских группах. Благо, что сами русские сказки, которые непременно входят в ознакомительное чтение детсадовцев, полны примеров разумной и неразумной экономической политики.

Например, поведение старухи из сказки Пушкина никак нельзя назвать экономически правильным. И Буратино в его стремлении получить много денег и сразу тоже поступает неразумно. При этом, как рассказала мне воспитательница детсада из стиличного района Марьино, она обязательно делает акцент детям на положительном образе Буратино. Ведь деньги он хотел потратить на добрые дела.

А вообще, по словам моей собеседницы, с детьми сегодня проще разбирать образы совсем других героев. Детство изменилось – детсадовцы растут в других реалиях, точней – в телереалиях. И самые интересные опыты разного экономического поведения дают сегодня известные мультсериалы.

Развивая в детсадовцах разумное отношение к деньгам, чиновники надеются исправить положение, которое складывается сегодня с молодежью. Результаты опросов показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, имеют задолженности в банках. И такая ситуация характерна не только для России.

Поэтому во многих странах мира на протяжении многих лет активно предпринимались попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Большинство международных, и ряд отечественных экспертов считают, что чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.

Как реализуют эти программы за рубежом? В Австралии – через серию игр UnderstandingMoney  («Понимание денег»). В Австрии – через познавательные экскурсии в музеи денег и лекции, например, в рамках программы «Экономическая и финансовая грамотность». Через серии школьных уроков и игр, например, в рамках программы «Научиться занимать деньги на ранней стадии» – в Голландии. Аналогичные программы есть в Польше, Италии, Франции, США, Канаде и других странах.

В России, как мы видим, идея еще не оформлена до конца. Пока мы имеем дело с инициативами в отдельных регионах, а также частные школы и детсады немного экспериментируют в этом направлении. И еще сегодня много программ и просто брошюр с популярными советами – о том, как вырастить будущего миллионера.

Для этого взрослым рекомендуют следовать таким правилам. С 5–6 лет у ребенка должны быть карманные деньги. Главная задача – чтобы деньги не были поощрением за какую-то работу. Они должны быть обычным «заработком». Такой заработок даст ребенку возможность на практике планировать свои доходы и расходы. Доход ребенка не может быть слишком маленьким (иначе потеряется интерес), и расходы не могут жестко контролироваться родителем. А когда у ребенка выработается разумный подход к деньгам, можно реализовать его желание зарабатывать самому. И тогда уже можно дать подростку работу (желательно подключить к этому родню, чтобы не лично вам). Например, ребенок может помыть машину, набрать текст на компьютере, продать через сайт старые вещи и т.д.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
299
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
291
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
415
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
298

Другие новости