0
988
Газета Образование Печатная версия

29.06.2017 00:01:00

Депутаты изучили детский труд

Школьников кружками охватили, самое время разобраться – нужно ли им это

Тэги: вдц океан, депутаты, приморский парламент, круглый стол, дополнительное образование, кружки, ваучер


вдц океан, депутаты, приморский парламент, круглый стол, дополнительное образование, кружки, ваучер На чемпионате Junior Skills в ВДЦ «Океан» дети выполняли настоящую, взрослую работу. Фото автора

Во всероссийском детском центре «Океан» прошел круглый стол с участием депутатов Госдумы РФ и приморского парламента. Обсуждали тему развития системы дополнительного образования школьников через интеграцию с другими формами и видами образования. Решили, что развивать персонифицированное финансирование в этой сфере все-таки нужно. Но это требует тщательного законодательного оформления. Подводных камней здесь оказалось больше, чем ожидалось.

Обсудить тему в «Океан»  съехались представители из 23 регионов России. Итогом работы стали предложения по теме модернизации структуры образования, системы подушевого и персонифицированного финансирования в сфере дополнительного образования, формирования мотивации детей и решения компенсаторных задач в области образования.  И сам ход обсуждения и статус гостей показал, что тема находится под пристальным вниманием высших органов власти.

Согласно статистическим данным, охват дополнительным образованием школьников в РФ довольно высок. Цифры таковы: 22,5% детей ранее посещали кружки, но сейчас по каким-то причинам не посещают; 23,5% детей посещают сразу два кружка; 24,6% ходят в кружки, клубы и заняты в других детских организациях какой-то интеллектуальной деятельностью; около 20% посещают три и более кружка. Оставшиеся дети – это те, которые по каким либо причинам никогда не занимались дополнительно.

Судя по этим цифрам, система дополнительного образования детей в РФ развивается. Существует Федеральная целевая программа на 2016–2020 годы, которая помогает регионам наладить эту работу организационно: «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей». Объем субсидий в рамках этой программы – 190 942,8 тыс. руб. Субсидии распределяются между регионами на конкурсной основе. Победителями этой программы в разные годы были Астраханская и Вологодская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Пермский край, Тульская область, Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область.

Состоявшееся обсуждение в ВДЦ «Океан» – это дискуссия практиков и законотворцев. Практика и подобного рода встречи всегда демонстрируют, что идеальных управленческих схем и механизмов в природе не существует. Каждое нововведение рождает не только много новых проблем, но и много споров даже по поводу целесообразности их принятия. Тем более когда дело касается внедрения новых механизмов финансирования в систему дополнительного образования школьников.

Самый простой пример: ваучер выдается ребенку с тем, чтобы деньги шли непосредственно на оплату услуг, оказанных ребенку организацией дополнительного образования. Кстати, есть предложение: выдавать ваучеры будут не только государственным организациям, но и частным тоже. А вдруг ребенку разонравилось заниматься в кружке? И он бросил. Что тогда? Организация не спешит сообщать о свершившемся факте, полагая, например, что ребенок может одуматься. И иногда бывает, что так и происходит, ребенок ведь не машина, живет эмоциями. Только сколько времени должно пройти в данном случае? Кроме того, никто не отменял и коррупционную схему сговора между родителями и организаторами кружков. Как быть в этом случае?

Или взять тему мониторинга дополнительного образования детей, без которого не может нормально функционировать система. Как отследить качество дополнительного образования? Это же не школа, ЕГЭ здесь нет, оценок не ставят. Как оценить, насколько эффективно работает образовательная организация? Ведь каждый ребенок и родитель будут давать субъективную оценку в этом случае. Значит, надо искать какие-то дополнительные критерии оценки программы, возможно, еще на этапе отбора.

Есть и другие важные моменты, затрагивающие тему более глобально. Например, как лучше развивать детей? С прицелом на будущую профессию или стараться развивать больше их художественный вкус? Времени же на все вместе не хватит. А может,  надо двигать все кружки в сторону профориентационной составляющей? То есть проводить занятия лучше с уклоном в профессионализм, или в «любительство»?

Заместитель директора по развитию ВДЦ «Океан» Наталья Семинюда считает, что уходить с головой от досуговой деятельности в работу по профориентации с образовательным уклоном не стоит. Все-таки это дети. «Это прекрасно, что сегодня на всех уровнях власти серьезно озабочены профориентационной работой с детьми, начиная с самого раннего возраста, – пояснила Наталья Семинюда «НГ», – но лишать детей при этом досуговой деятельности не стоит. Особенно это касается организации работы с детьми в ВДЦ, куда школьники приезжают в основном отдыхать. Надо находить здесь разумный баланс».

Наталья Семинюда привела в пример работу команды Junior Skills («Молодые профессионалы») фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски, принимавшую участие в работе первой смены «Океана». Сегодня Всероссийский детский центр на Дальнем Востоке, по словам Натальи Семинюды, заинтересован в создании на своей базе учебно-тренировочного центра для детей, желающих обучиться основам профессии  для тренировки команд, выступающих на международных и национальных чемпионатах Worldskills и Junior Skills. У «Океана», считает Наталья Семинюда, есть все шансы стать таким центром. И не только для детей из России. Кстати, уже в этом году на участие в международной смене ВДЦ прислали свои заявки команды из Японии, Кореи, Индии и Китая.

Команда главных экспертов Junior Skills не только дала здесь мастер-классы для взрослых и детей, но разработала и провела для детей ВДЦ игру «Корпорация». Работа над заданиями Junior Skills завершилась накануне встречи депутатов с практиками. На соревновании корпораций школьники сами  от нулевого цикла полностью создавали готовый продукт – настоящую настольную лампу. Все делали сами: конструировали, моделировали, печатали детали на 3D-принтерах, проводили сборку, электромонтажные работы. В итоге… лампы зажглись!

А впечатления юных участников выразил 14-летний школьник Иван Шелегин: «Я теперь понял, как устроен завод. Как он функционирует, какие отделы в нем существуют и для чего».

Владивосток – Москва



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В одном носке

В одном носке

Алкей

Повесть о курортных сборах и о том, что лучше четвертовать, чем заставить министров жить на среднюю зарплату

0
1047
Брюссель прислал в Белоруссию инспекцию

Брюссель прислал в Белоруссию инспекцию

Антон Ходасевич

В Минск приехали пророссиийские евродепутаты

0
1188
Помоги себе сам

Помоги себе сам

Фиест

Элегия о том, как депутаты Заксобрания Красноярского края заботятся о благосостоянии

0
1063
Разрушающийся повод для патриотизма

Разрушающийся повод для патриотизма

Дарья Курдюкова

Уникальная церковь XV века в Мелётове находится в остроаварийном состоянии

1
1768

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости