0
2100
Газета Образование Интернет-версия

16.04.2018 19:41:00

Тернистый путь системы Занкова

Почему у признанной во всем мире концепции развивающего обучения возникли проблемы в России

Тэги: Учебники, фгос, васильева, занков


В 2017 году дидактическая система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова отмечала 60-летие. По всей стране проходили крупные мероприятия, посвященные этой дате: конференции, форумы, педагогические чтения. Всего было около 2000 участников.
Концепция развивающего обучения была разработана коллективом лаборатории обучения и развития НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Леонида Занкова (1901–1977), выдающегося ученого в области педагогики, психологии и дефектологии, аспиранта и последователя Льва Выготского, идеи которого легли в основу федеральных государственных образовательных стандартов.
Коллектив лаборатории экспериментальным путем доказал зависимость результатов обучения от уровня общего развития школьников. Было установлено, что развитие личности ребенка требует кардинальной перестройки всей образовательной системы: не только ее содержательного компонента, но и процесса обучения, характера отношений «учитель – ученики – родители», системы изучения результативности и форм обучения. Была поставлена новая цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого школьника. В соответствии с этой целью обучения разработаны принципиально новые учебники по всем учебным предметам, которые побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями.
Первый экспериментальный класс был открыт в далеком 1957 году в 172-й школе Москвы. Через четыре года эксперимент стал массовым. С 1957 по 1975 год в эксперимент были вовлечены 1200 классов. И вот уже в 1996 году система была признана государственной образовательной программой наряду с традиционной и системой развивающего обучения Даниила Эльконина – Василия Давыдова.
Высокая эффективность системы для общего развития школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков доказана многими годами ее реализации в массовой школе. Она прошла проверку практикой в школах СССР и России в разных условиях обучения: в городских и сельских школах, при четырехлетнем обучении с семи лет, трехлетнем обучении с семи лет, при четырехлетнем – с 6,5 лет. Ее ученики неизменно показывали более высокие достижения в обучении, воспитании и развитии, по сравнению с учениками, обучающимися по другим программам. За эти годы выпущено в свет 8 поколений учебников по всем предметным линиям, методические пособия, дидактические материалы, научные труды и более 500 публикаций.Теоретические труды Леонида Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.
Однако не все так гладко и красиво в истории психолого-педагогической системы. В 1977 году, после смерти Занкова, была расформирована лаборатория, исследование прервано, все экспериментальные классы закрыты. Началась работа «в стол»: сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжали разработку дидактической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя продолжали вести эксперимент.
В 1993 году по решению Министерства образования России в Академии повышения квалификации был открыт научно-методический центр им. Л.В. Занкова. К этому же году издан полный комплект нового (третьего) поколения учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионным тиражом, что говорит само за себя.
Принятый в 2010 году федеральный стандарт начального образования доказал, что система развивающего обучения и ее цели более эффективны. Обозначенные в стандарте цели обучения совпали с целями, выдвинутыми еще 60 лет назад. Теперь в центре внимания всей системы образования – развитие личности. (Для сравнения, у Занкова – общее развитие каждого школьника). Декларируется организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели. В работу учителя с детьми вводятся групповые и парные работы. Для оценки результатов детей проводятся комплексные контрольные работы, в основу которых легли разработки авторов системы Занкова. Чтобы убедиться в этом, достаточно найти задания Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, который проводится ежегодно с 2003 года.
В 2014 году снова настало время гонения – занковские учебники не вошли в федеральный перечень, несмотря на свою востребованность во всех регионах страны, на положительные экспертные заключения. Причина невключения слишком банальна, чтобы сейчас вновь поднимать этот вопрос. И все же учителя, верные идеям развивающего обучения, продолжают учить и воспитывать детей, выпускать занковцев и набирать новые классы. Ученики-занковцы проявляют высокую общественную активность, их характеризует увлеченность учебным процессом, высокие результаты освоения курса начальной школы, они активно участвуют в разных соревнованиях, в т.ч. в олимпиадах, зачастую становятся их призерами.
С тех пор жизнь приверженцев идеи развивающего обучения похожа на вечную борьбу: учителя пишут письма в Минобрнауки, родители пишут и даже ученики, учившиеся по учебникам и желающие учить своих детей именно по ним.
На заседании научно-методического совета по учебникам Минобрнауки, прошедшем 1 марта 2017 года, заочным голосованием было принято практически единогласное решение, позволяющее включить учебники системы Занкова в федеральный перечень. Единогласно… но, если судить по бланкам голосования членов Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки (имеются в редакции. – «НГ»), единственный голос – министра образования Васильевой – был против этого. И, как можно понять, этот голос очередной раз лишил детей возможности учиться по любимым ими учебникам.
Небезызвестная Ассамблея народов Евразии, которая призвана налаживать диалог и консолидировать страны Евразийского пространства, после тщательного отбора, выбрала именно систему Занкова для экспорта российского образования в страны ЕАЭС. И сегодня, не скрывает своего возмущения действиями чиновников от Министерства.
Обидно, что при так громко заявляемых целях развития личности ребенка, индивидуализации и общедоступности обучения каждому, при стремлении обеспечить полное образование, состоящее не просто в изучении отдельных предметов, а во всестороннем воспитании и обучении, система развивающего обучения Занкова со всеми наработками за 60 лет выбрасывается за борт. О ней даже вслух уже боятся говорить, а ведь она признана не только широкой общественностью России, используется в Белоруссии, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Федеральный научно-методический центр (который, кстати, на сегодня насчитывает более 80 филиалов) наладил творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия); с учеными Бразилии, где в 2019у год запланирована конференция по системе. В Японии переведены все работы Леонида Занкова; в Норвегии во многих школах используют в переводе учебники системы Занкова по математике; в 2016 году китайские ученые увезли весь комплект учебников с целью перевести и адаптировать для своей системы образования. Будет жаль, если система Занкова вернется к нам из одной из этих стран.
Пока в настоящее время, несмотря ни на что, продвижением идей Леонида Занкова, новых разработок, идущих в ногу со временем, продолжают заниматься Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стандарт новый – критика все та же

Стандарт новый – критика все та же

Наталья Савицкая

Публичное обсуждение новых ФГОС для начальной и средней школы продолжится до конца апреля

0
2438
В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании экспертизы учебников

В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании экспертизы учебников

  

0
1471
На вундеркиндов надежды мало

На вундеркиндов надежды мало

Наталья Савицкая

Министр просвещения Ольга Васильева озабочена психологическим выгоранием у школьников

0
3201
Математику  из белорусских школ перенесут в вузы

Математику из белорусских школ перенесут в вузы

Антон Ходасевич

Минск намерен реформировать систему образования

0
5063

Другие новости

Загрузка...
24smi.org