0
12167
Газета Образование Печатная версия

20.09.2023 18:10:00

Учителя любят свою работу, но она их не кормит

Преподавателей сильнее всего тревожит проблема взаимоотношений с родителями и учениками

Тэги: екатеринбург, школа, кадровый вопрос, увольнение, учитель, ученики, родители, рабочий день, школьная дедовщина


екатеринбург, школа, кадровый вопрос, увольнение, учитель, ученики, родители, рабочий день, школьная дедовщина Если школьнику неинтересно, он не будет прикладывать даже малейших усилий, чтобы показать хотя бы видимость приличий. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru

В Екатеринбурге 12 учителей почти одновременно уволились из школы № 22. В городской мэрии сообщили, что педагоги ушли с работы «по личным причинам». Родители учеников взбунтовались из-за массового увольнения учителей. В конфликт вмешались чиновники из местного образовательного ведомства, кадровый вопрос в итоге в школе удалось решить. Проблема осталась…

Так почему же педагоги бегут из школы? Опросы учителей, которые провели специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), показывают, что многие застарелые проблемы школы так и остаются нерешенными. Например, учителя по-прежнему перегружены. И эта проблема никуда не исчезла. Более того, она усугубляется. Опросы показали, что основная нагрузка не связана непосредственно с уроками. Парадокс, но чем больше политики говорят о борьбе с бюрократической нагрузкой, тем больше она растет, об этом сообщают 70% учителей.

В целом на самочувствие учителей, судя по их ответам, больше влияет не их работа в своей школе, а то, что касается их жизни за порогом класса. Их жизнь ухудшается, отмечают педагоги. И все потому, что основная работа не дает заниматься собой, семьей, обеспечивать себя материально в достаточной степени, отдыхать и учиться чему-то новому.

Есть одна странность. Более 80% учителей отметили в анкетах, что счастливы работать в своей школе. Но при этом почти половина участников опроса признались, что готовы либо уйти из своей школы, либо и вовсе уйти из профессии. То есть сама работа учителям нравится, но она им не по карману.

Исследование также показало, что молодые педагоги настроены более критично к школе, чем старшее поколение. У них выше фактическая нагрузка (в том числе и потому, что приходится больше готовиться к урокам). Молодых расстраивает, что администрация не всегда хочет слышать начинающих специалистов. Существует и такое явление, как «школьная дедовщина», когда опытным учителям достаются лучшие варианты по часам, более сильные классы и хорошо оборудованные кабинеты.

А в самом Екатеринбурге, где произошло массовое увольнение учителей, местные СМИ провели опрос и выяснили, что учителей в значительной степени настраивают на уход… взаимоотношения с родителями и учениками. Написать учителю в 22.00 и потребовать объяснений за тройку и двойку – это у родителей норма, жалуются учителя. В школах теперь нет педагогов, на которых хоть раз в год, да не пожаловались родители. Претензии родителей примерно такие: учитель слишком много задает или, наоборот, недостаточно задает; он заставляет учить стихи; он часто болеет. Есть и жалобы на то, что преподаватель не дает свой личный номер мобильного телефона, не расписывает домашнее задание в мессенджерах и не поясняет оценки и проч., и проч.

Учителя жалуются на большую наполняемость класса – 32–37 человек. Как при таком количестве обучающихся успеть дать программу, провести устный опрос и всех успокоить. Вопрос дисциплины – крайне болезненный. Педагогов беспокоит, что работа идет в две смены с разбросанными часами и в разных корпусах.

Рабочий день учителя из глубинки ненормирован в рамках трудовой рабочей недели. В каникулы и праздничные дни педагоги приказом направляются в рейды по неблагополучным семьям. Организация досуга, внеурочной занятости целиком легла сегодня на плечи школы. Педагог несет ответственность за все – начиная от внеурочной занятости и заканчивая пропусками уроков ребенком без уважительной причины. Много проблем вызывает борьба с телефонами. Учитель просит убрать телефон. В ответ получает от ученика: «Вы не имеете права!» С родителями в этом случае разговаривать бесполезно, жалуются учителя.

А что думают родители по поводу учителей и школы? Родительница, с которой нам удалось побеседовать на эту тему, недавно перевела ребенка на домашнее обучение. Перед этим она посетила школу своего сына и с удивлением обнаружила, что понятия учебной дисциплины в школе нет от слова «совсем». Как можно усвоить материал урока в такой обстановке? Дети сидели и смотрели в телефоны, какой-то ученик спокойно ходил по классу и отвлекал других детей. Дети пререкались с учителем. И никого из детей не смущало даже то, что в классе сидит посторонний взрослый. В общем, мама схватилась за голову и сказала, что лучше сыну учиться дома.

Знакомый директор школы ответил на эту реплику в том смысле, что да, действительно, есть такая тенденция со стороны некоторых школьных администраций – относить поддержание дисциплины в классе к «компетенции» учителя. И с нарушениями дисциплины, если у учителя не получается ее наладить, никто не борется. Да и как бороться, когда нынешний ученик не умеет трудиться, заметил директор. Если школьнику неинтересно, он даже не будет прикладывать ни малейших усилий, чтобы показать хотя бы видимость приличий. Надо быть большим профессионалом, чтобы внимание не терялось у тех учеников, для которых материал слишком сложен. И удерживать внимание тех, для кого материал слишком прост.

А у рядового учителя порой таких способностей нет. Как нет статуса, прав, возможностей и соответственно желания с нарушениями дисциплины хоть как-то бороться. Вот и уходят учителя из школ. Всем же хочется нормальной и размеренной жизни без стрессов и разочарований. 


Читайте также


Зеленский пытается получить контроль над Счетной палатой

Зеленский пытается получить контроль над Счетной палатой

Наталья Приходко

Помешать главе Украины может Вашингтон

0
1655
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
4845
"Не обижать – это большое действие"

"Не обижать – это большое действие"

Наталия Звенигородская

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

0
3851
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
6807

Другие новости