0
13114
Газета Образование Печатная версия

17.04.2024 19:31:00

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

Тэги: школа, контрольные работы, школьные отметки, стресс, ученики, рособрнадзор


школа, контрольные работы, школьные отметки, стресс, ученики, рособрнадзор У пятиклассников за год набирается около 44 оценочных работ, у семиклассников – около 68. Фото агентства «Москва»

Рособрнадзор проверит, насколько обоснованно проведение контрольных работ в школах – такое заявление сделала глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. «Вот сегодня Рособрнадзор как раз работает над тем, чтобы посмотреть, где такие работы в регионах обоснованны, а где это просто «вот давайте проведем контрольную работу, потому что вроде как по традиции уже ее проводили... а может, даже в конкретной школе решил: а давайте контрольную сделаем. Иногда спрашиваешь почему. Как-то так привыкли», – цитируют в прессе Казакову.

На основе результатов проверки, как полагает Ольга Казакова, комитет решит, нужны ли изменения в законодательстве или нет. «Все должно вести к какому-то результату, а не быть ради того, что, мол, смотрите, сколько мы контрольных провели», – считает депутат. Также она напоминает, что регионы помимо Всероссийских проверочных работ (ВПР) могут раз в год устраивать собственные контрольные, поскольку «им нужен свой срез знаний».

Вот такая ситуация: Рособрнадзор, который сам инициирует контрольные для школ, будет проверять, сколько и каких контрольных проводят подведомственные ему учебные заведения.

Конечно же, хочется сразу спросить: а знает ли Рособрнадзор случаи, когда школы не готовились бы к контрольным, спущенным им сверху? И не проводили бы «репетиции» в ожидании их? Если взять советские времена, то даже тогда к годовым контрольным учителя всегда готовили школьников специально. Поэтому упрекать школы за то, что они делают еще и «свой срез знаний», даже как-то неловко. Ведь понятно же, что учебные организации таким образом страхуются: за плохие показатели на ВПР их не похвалят.

Контрольных действительно много. И школьники, по признанию психологов, испытывают из-за них большой стресс. Особенно второклассники и ученики выпускных классов средней школы. Второклассники – потому что после безоценочного первого года обучения сразу же попадают в жернова контрольных, по результатам которых их оценивают, сравнивают и... «селекционируют». Наверное, каждый помнит свою школьную «камчатку» и ее обреченных обитателей.

Так что оценка, по меткому выражению отечественного психолога Даниила Эльконина, – это «винтовка, направленная в лоб ребенка». Сколько страха, тревоги, унижения, горьких чувств и переживаний испытывают маленькие дети, подростки и даже юноши под этим прицелом!

Нельзя сказать, чтобы школьные отметки никогда и никем не регулировались. Каждая школа может сама устанавливать форму, периодичность и порядок проведения оценочных процедур. Это право закреплено за образовательной организацией ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании» (ч. 3. п. 10). Согласно закону, у пятиклассника за год набегает около 44 оценочных работ, а у семиклассника – около 68. То есть примерно две-три контрольные в неделю...

Правила выставления школьных отметок, конечно, тоже есть. Но практически всегда в какой-то степени учителя манкировали ими. Здесь можно привести примеры из жизни замечательных педагогов, когда двоечнику за старание ставили положительную оценку в качестве поощрения. Но можно вспомнить и ситуации, когда исполнению учительских обязанностей мешало «личное отношение».

Итак, контрольные – это стресс. Помните эту крылатую фразу ученика: «Выставили оценки за контрольную… Главное, мам, ведь чтоб мы все здоровы были, да?» Сегодня руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отмечает, что в школах некоторых регионов контрольные работы занимают до 35% учебного времени. А соцсети полны стенаний мам второклассников, которые уверяют, что проверочные и контрольные случаются теперь чуть ли не через день.

Между тем контрольные работы, согласно документам Рособрнадзора, могут быть проверочными и диагностическими, выполняются они всеми учащимися в классе и длятся не менее 30 минут. Сюда же входят Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования. Кроме того, школам рекомендуется проводить работы по каждому предмету не чаще одного раза в две с половиной недели.

Можно ли обойтись вообще без контрольных работ в школах? Для контролирующих организаций скорее всего нет. С помощью контрольных выстраивается учебная программа; анализируется общий уровень знаний; составляется модель обучения; происходит подбор тех или иных методик обучения и т.д. Контроль знаний учащихся – одно из основных средств для создания цельного, продуктивного и удобного курса для обучения. Кроме того, это один из методов для повторения и применения изученного материала на практике. Проверка также необходима и учителю, чтобы он мог видеть, насколько учащиеся усваивают материал.

Для школьников контрольные тоже могут быть способом работы над собой, стимулом к победе и т.д. Так сказать, не стрессом единым полна контрольная.

В принципе всех пугают даже не сами контрольные, а то, что последует за ними. Иностранных преподавателей, как отмечают эксперты, очень удивляет в России то, что отечественный ученик (и студент) боится совершать ошибки. Нашей школе даже рекомендуют сделать основным лозунгом фразу «Каждый человек имеет право на ошибку».

Рособрнадзор продолжает мониторинг ситуации в общеобразовательных организациях. Совместно с Минпросвещения были разработаны и направлены в регионы необходимые рекомендации, регламентирующие количество проведения оценочных процедур в учебных заведениях.

Российским школам, кстати, уже не первый год предлагают сократить количество проверок, а два года назад были даже выработаны рекомендации для сокращения контрольных работ. И школам настоятельно рекомендовали довести учебное время, затрачиваемое на их проведение, до не более 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета. Но, видимо, дело идет с трудом. 


Читайте также


Главное – не спутать оценку и отметку

Главное – не спутать оценку и отметку

Наталья Савицкая

Учителя все так же ставят "три", держа в уме "два"

0
1711
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1767
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5862
Осенью учителей ждет экзамен

Осенью учителей ждет экзамен

Наталья Савицкая

Проверять профпригодность педагогов пытаются на протяжении последних 20 лет

0
6847

Другие новости