0
2341
Газета События Интернет-версия

18.01.2000 00:00:00

Подводные транспорты для Арктики


По оценке специалистов, экономически наиболее эффективным является строительство подводных транспортов на основе стратегических ракетоносцев типа "Тайфун".
Фото Виктора Афонина

НА СОСТОЯВШЕМСЯ 23 ноября 1999 г. заседании Совета безопасности РФ под руководством премьера Владимира Путина глубоко и предметно рассмотрен комплекс мер по сохранению и развитию морского потенциала России, определяющих долгосрочную стратегию морской деятельности страны.

В частности, предложено использовать в транспортных целях выведенные из боевого состава ВМФ атомные подводные лодки (АПЛ) вместо бесперспективного ожидания их утилизации, на которую ни средств, ни промышленных мощностей нет. Руководители крупнейших морских научно-исследовательских, проектно-конструкторских, судостроительных центров оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны и экономических гигантов Заполярья мгновенно подхватили эту идею. Но еще в 1995 г. боевая АПЛ Северного флота (СФ) проекта 949А по договоренности командования флота с руководством одного из заполярных предприятий, обогнув подо льдом с севера Новую Землю, доставила в назначенное место несколько тонн продовольствия, всплыла во льдах настолько близко к берегу, насколько позволяли глубины, и передала грузы получателю.

Схема мировых океанских коммуникаций для подводных транспортов в Арктике.
Инфографика НГ

Реализация идеи создания арктической подводной магистрали для транспортировки твердых и жидких грузов уже началась по нескольким направлениям. Так, в частности, в конце ноября прошлого года подписано соглашение между Государственным центром атомного подводного судостроения (ГЦАПС) и РАО "Норильский никель" о переоборудовании нескольких списанных ракетных АПЛ, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные транспорты. Кроме того, подписан договор между генеральным директором ГЦАПС Давидом Пашаевым и генеральным директором Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБМТ) "Рубин" Игорем Спасским о создании проектов переоборудования под указанные цели списанных ракетоносцев и разработке проектов для постройки нового класса атомных подводных транспортов.

Что касается Норильска, географические и гидрометеорологические данные позволяют говорить о круглогодичном подходе транспортных АПЛ (ТАПЛ) прямо к причалу ближайшего к нему порта Дудинка. Также безопасное, практически круглогодичное плавание возможно и по трансполярной приполюсной трассе через желоб Святой Анны или Франц-Виктория до Котловины Подводников в Чукотское море и до Берингова пролива. Современные средства навигации, связи и радиотехническое вооружение ТАПЛ обеспечивают их точное и безопасное подледное и подводное плавание на всех участках новой арктической транспортной артерии вплоть до Владивостока и других портов АТР.

Практическая реализация этого проекта обеспечивает одновременное решение нескольких проблем, которые в настоящее время представляются неразрешимыми. Во-первых, отпадает на ближайшие 10-15 лет необходимость в утилизации почти двух десятков АПЛ, подлежащих модернизации. Во-вторых, обеспечивается надежное трудоустройство экипажей АПЛ, выводимых из боевого состава Северного и Тихоокеанского флотов. В-третьих, передача ТАПЛ во фрахт (под государственным контролем) отечественным и иностранным компаниям, учитывая быструю оборачиваемость по короткой трансполярной магистрали (вдвое короче, чем через Суэцкий канал и Индийский океан) до портов АТР, может принести государству годовой доход до 4-5 млрд. долл., на которые можно содержать ВМФ РФ и строить новые корабли для него. В-четвертых, часть этих доходов можно будет выделить для утилизации АПЛ первых поколений, дальнейшее хранение которых становится опасным. В-пятых, постройка в ГЦАПС новых проектов подводных танкеров и транспортов грузоподъемностью до 50 тыс. тонн позволит в кратчайшие сроки освоить нефтегазовые месторождения на континентальном шельфе российского сектора Арктики. Можно будет забирать добытое топливо прямо у добывающих платформ, не всплывая. Это позволит увеличить доходы государства за счет транспортировки еще на порядок, что вдвое превышает весь нынешний годовой бюджет РФ. В-шестых, кроме использования во фрахте подводных транспортов, обеспечение новыми мощными атомными ледоколами трассы прибрежного Севморпути позволит превратить его (в смысле валютных доходов) в золотой запас России, равный прибыли от эксплуатации Панамского и Суэцкого каналов вместе взятых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
740
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1425
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1258
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2377

Другие новости