0
1087
Газета События Печатная версия

05.03.2005

На реактивном двигателе и на одном крыле

Тэги: фоссет, авиация, рекорд


фоссет, авиация, рекорд Перед стартом. Владелец авиакомпании Virgin Atlantic Air Ричард Брэнсон желает Стиву Фоссету счастливого пути.
Фото Reuters

Американский миллионер Стив Фоссет завершил в минувший четверг поздно вечером (по московскому времени) полет, целью которого был новый рекорд в истории авиации: беспосадочный перелет вокруг земного шара в одиночку. Все это мероприятие заняло у него 67 часов 2 минуты 38 секунд. Некоторые эксперты даже говорят о «последнем рекорде в истории авиации»: без дозаправки и посадки – вокруг земного шара.

Нынешний полет Фоссета на одномоторном легком самолете Global Flyer с реактивным двигателем начался и завершился в муниципальном аэропорту городка Салина штата Канзас. Любит миллионер в одиночку болтаться по воздушному океану планеты. Такое вот у него хобби. Не так давно он облетел с третьей попытки вокруг света на воздушном шаре, тоже в одиночку и без посадки. Что любопытно: одна из предшествовавших этому полету неудачных попыток завершилась над сельскохозяйственными угодьями в Краснодарском крае. Фоссет даже провел несколько часов в местном отделении милиции, пока устанавливали его личность и то, каким образом он свалился буквально в пашню.

«Фоссет как летчик неизвестен, но у него полет был относительно спокойный, – рассказывает академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Валентин Белоконь. – Высота – 14 километров: меньше сопротивление воздуха. Дальность полета – 37 тысяч километров (это, если лететь по идеальной окружности, чуть меньше экватора). Но реальный путь, конечно, слегка зигзагообразный, поэтому суммарная дальность полета – более 40 тысяч километров. Это без всяких натяжек».

Безусловно, своим достижением Фоссет обязан прежде всего уникальной конструкции своего самолета Global Flyer – «Планетарный летун». Самолет был создан калифорнийской компанией Scaled Composites, которую возглавляет другой герой авиации – Берт Рутан. Он в октябре прошлого года выиграл приз в 10 млн. долларов, осуществив первый полет космических туристов по суборбитальной траектории (максимальная высота – 100 км) на частном корабле SpaceShipOne.

Эту машину, построенную полностью из композитных материалов, окрестили «летающей бомбой»: 86% его веса приходится на топливо (вес с горючим – 10 т). Global Flyer – своеобразный тримаран: три фюзеляжа крепятся к единому крылу размахом 35 м – лишь в два раза меньше размаха крыла «Боинга-747». Стоимость проекта – 1,5 млн. долл., что весьма дешево. Но «изюминка» аппарата не в этом.

«У Global Flyer подъемная сила превышает силу тяги в 36 раз, – поясняет Валентин Белоконь. – Для сравнения: у «Боингов» и «Аэробусов» этот показатель, аэродинамическое качество, – около 20, у нашего Ту-154 – 17, у российско-украинской «Мрии» – примерно 19,5. Легендарный «Конкорд» имел 7,5. В этом и заключается тайна хорошего крыла». Насколько это действительно тайна, говорит такой факт: при налипании комаров на плоскости Global Flyer аэродинамическое качество уменьшается с 36 до 32. Тонкая работа!

«Это, конечно, серьезное достижение, – считает Валентин Белоконь. – При очень скромных для реактивного самолета скоростях удалось так согласовать параметры двигателя с остальными параметрами (высота полета, вес самолета, аэродинамическое качество), что беспосадочный кругосветный перелет стал возможен. Но самое любопытное, что эти ультрадальние самолеты обеспечили базу для завоевания атмосферы Марса летательными аппаратами будущего – пилотируемыми и беспилотными. Марсолеты будут вынуждены летать у поверхности Марса при условиях, аналогичных высоте 18–20 км над поверхностью Земли: столь разрежена атмосфера Красной планеты. «Цепляться» за такую атмосферу смогут самолеты, подобные Global Flyer».

Здесь уместно будет вспомнить предысторию сверхдальних беспосадочных перелетов. В 1934 году советский летчик Михаил Громов установил мировой рекорд дальности полета – 12 тыс. 411 км на самолете АНТ-25 за 75 часов без посадки. Вес самолета был 11,5 т, и этот показатель, как и размах крыльев (34 м), почти совпадает с «Планетарным летуном». Вот только и аэродинамическое качество (17) отличается, и двигатель был не реактивный, а поршневой – того же типа, что у самолета «Voyager» Дика Рутана (брат Берта Рутана) и Джины Йигер. В 1986 году они совершили беспосадочный кругосветный перелет на высоте 3 км со средней скоростью 200 км/ч (у Global Flyer средняя скорость полета составила 460 км/ч).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия первой создала лекарство от гипероружия

Россия первой создала лекарство от гипероружия

Владимир Мухин

Путин проинспектировал подготовку военных к возможным звездным войнам

0
2900
В современной британской армии лошадей больше, чем танков

В современной британской армии лошадей больше, чем танков

Александр Шарковский

1
9717
Реактивная артиллерия авиации

Реактивная артиллерия авиации

Николай Якубович

Об истории создания и боевого применения новых средств поражения

0
4274
Норвежский лоукостер возобновит эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX в августе 2019 года

Норвежский лоукостер возобновит эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX в августе 2019 года

0
1471

Другие новости

Загрузка...
24smi.org