0
3692
Газета Кино Печатная версия

14.05.2024 18:12:00

Каннский кинофестиваль на грани забастовки

В конкурсной программе – "Лимонов, баллада об Эдичке" Кирилла Серебренникова и фильм с русскими артистами

Тэги: каннский кинофестиваль, конкурсная программа, обзор, забастовка, правительственная реформа, система страхования


каннский кинофестиваль, конкурсная программа, обзор, забастовка, правительственная реформа, система страхования На официальном постере фестиваля – кадр из фильма «Августовская рапсодия» Акиры Куросавы. Фото Reuters

14 мая открылся 77-й Каннский кинофестиваль. На его официальном постере – мерцающий синий кадр из фильма «Августовская рапсодия» японского классика Акиры Куросавы, премьера которого состоялась на Лазурном Берегу в 1991 году. Он рассказывает о пожилой женщине, пережившей бомбардировки в Нагасаки, но в коллективном сознании это событие имеет разные оттенки. Мы видим в небесах парящую как перышко пальмовую ветвь – символ Каннского кинофестиваля. Мир очень хрупкий, а человеческая жизнь уязвима.

За два дня до открытия фестиваля его сотрудники подтвердили свои намерения провести объявленную заранее забастовку. Представители объединения Sous les ecrans la deche, в которое входят около 200 сотрудников французских фестивалей, включая Каннский и проходящие в его рамках Двухнедельник режиссеров и Неделю критики, обратились с призывом сорвать фестиваль. Идею поддержали киномеханики, водители, пресс-служба, работники общественного питания, создатели субтитров. Без них фестиваль уж точно не состоится.

В поддержку протестующих высказались 400 кинематографистов разных стран, подписав онлайн-петицию. Среди них – французские актеры Луи Гаррель и Сван Арло, бельгийский режиссер Жан-Пьер Дарденн британский режиссер Нил Маршалл.

Руководство Каннского кинофестиваля с пониманием отнеслось к акции протеста и предложило разрешить конфликт путем переговоров. Надо понимать, что требования бастующих направлены не в адрес фестиваля. Он станет только площадкой, где можно выступить против намеченной на 1 июля правительственной реформы системы страхования. Она грозит сокращением пособий по безработице, которая в фестивальной сфере неизбежна, поскольку сотрудников набирают на время подготовки и проведения фестивалей.

В день открытия состоялась премьера фильма «Второй акт» Квентина Дюпье с французскими звездами Леа Сейду, Луи Гаррелем и Венсаном Линдоном. Почетной «Золотой пальмовой ветвью» отметили обладательницу трех «Оскаров» Мерил Стрип, которая 22 июня отметит 75-летие. За свою грандиозную карьеру она снялась в десятках картин: «Охотники на оленей», «Крамер против Крамера», «Женщина французского лейтенанта», «Выбор Софи», «Железная леди», «Дьявол носит Prada», «Злые ангелы», принесшие ей в 1989 году каннскую награду за лучшую женскую роль.

В жюри основного конкурса – девять кинематографистов, преимущественно женщины. И возглавляет его американка Грета Гервиг, снявшая феноменально успешную в прокате «Барби». В состав жюри вошло, пожалуй, слишком много актеров – Ева Грин и Омар Си, корни которого в Западной Африке, хотя он уроженец Франции, итальянец Пьерфрансиско Фавино, представительница коренного народа Америки Лили Глэдстоун, отмеченная «Золотым глобусом» за «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе, турецкая актриса и сценарист Эбру Джейлан, написавшая сценарии фильмов своего мужа Нури Бильге Джейлана «О сухой траве», «Зимняя спячка», «Однажды в Анатолии».

Режиссеров существенно меньше, хотя именно они всегда костяк жюри. Это обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Магазинных воришек» японец Кореэда Хирокадзу, испанец Хуан Антонио Байона («Властелин колец: Кольца власти»), ливанка Надин Лабаки, получившая в Каннах награду за «Капернаум».

Жюри конкурса «Особый взгляд» возглавил недавний канадский вундеркинд, а ныне 35-летний успешный режиссер Ксавье Долан, в послужном списке которого четыре каннские награды.

Российских картин ни в одной программе нет. Прессу из России аккредитовывают редко и очень избирательно. Но без «русского следа» все-таки не обошлось. В основном конкурсе участвует американская «Анора»» Шона Бэйкера о секс-индустрии, где снимались Юра Борисов, Дарья Екамасова и недавний, но уже очень известный выпускник Школы-студии МХАТ Марк Эйдельштейн ( «Сто лет тому вперед», «Праведник», «Монастырь»). На Юру Борисова режиссер Бэйкер обратил внимание в 2021 году, увидев в Каннах «Купе номер 6» финского режиссера Юхо Куосманена с его участием.

Англоязычный «Лимонов, баллада об Эдичке» – пятый фильм Кирилла Серебренникова, участвующий в Каннском фестивале. И хотя он снимался в России до отъезда режиссера во Францию, а потом и Германию, это копродукция Италии, Франции, Испании. Россия не вошла в число производителей. В основе картины – роман «Лимонов» французского писателя Эмманюэля Каррера. Сценарий написан Серебренниковым в тандеме с Беном Хопкинсом и Павлом Павликовским, снявшим когда-то «Последнее пристанище» с Диной Корзун и «Стрингера» с Сергеем Бодровым-младшим.

Роль Лимонова сыграл британский актер Бен Уишо. Зрители знают его по «Парфюмеру», «Облачному атласу», «Истории Дэвида Копперфилда». В картине Серебренникова также снимались Виктория Мирошниченко, дебютировавшая в «Дылде» Кантемира Балагова и живущая в США Мария Машкова – дочь Владимира Машкова.

В первые дни фестиваля состоится премьера «Мегапополиса» 85-летнего американского классика, дважды лауреата «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля Фрэнсиса Форда Копполы. Над картиной он работал почти 40 лет. Она основана на древнеримском трактате, и главную роль в ней сыграл ровесник картины – 40-летний Адам Драйвер. Попасть на премьеру почти невозможно, несмотря на обилие сеансов на разных площадках. Пригласительные билеты (других в Каннах нет) продают по умопомрачительной цене в несколько тысяч евро.

Конкуренцию Копполе составят: «Саван» канадского ветерана Дэвида Кроненберга с Венсаном Касселем в роли героя, контактирующего с умершей женой; «О, Канада» Пола Шредера с Ричардом Гиром и Умой Турман; британская «Птица» Андреа Арнольд с популярным немецким актером Францем Роговски; «Виды доброты» грека Йоргоса Лантимоса опять с Эммой Стоун и Уиллем Дефо, как и в предыдущей картине «Бедные-несчастные». В «Моем Марчелло» Кристофа Оноре копией отца становится Кьяра Мастроянни. Раз приедет она, значит, посетит фестиваль и ее мать, Катрин Денев, тем более что в Каннах отметят 60-летие «Шербурских зонтиков» с ее участием. Неаполитанец Паоло Соррентино представит «Парфенопу», опять же по мотивам античной мифологии. Еще одна диковина – шведский «Ученик» режиссера иранского происхождения Али Аббаси о молодом Дональде Трампе. Его сыграл американский актер румынского происхождения Себастиан Стэн.

Шедевры, увы, редки. Но для удачного фестиваля вполне достаточно наличие трех-четырех по-настоящему крупных картин. Канны в этом смысле держат планку на протяжении многих лет. 

Канны


Читайте также


Выход фильмов о Лимонове и Трампе подогрели скандалы

Выход фильмов о Лимонове и Трампе подогрели скандалы

Светлана Хохрякова

В Каннах представили байопики о писателе и политике

0
695
Региональная политика 13-16 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 13-16 мая в зеркале Telegram

0
1186
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
2764
Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

0
3814

Другие новости