0
3260
Газета События Интернет-версия

20.02.2006 00:00:00

Массовый допинг для массового спорта

Тэги: допинг, госнаркоконтроль, фонарев


– Михаил Юрьевич, допинговые скандалы случаются часто. Но почему-то не слышно громких разоблачений, арестов, уголовных дел...

– Не слышно – это не значит, что их нет. Но нужно иметь в виду, что нашим законодательством не предусмотрено ни административной, ни уголовной ответственности за употребление препаратов, содержащих сильнодействующие вещества. Спортсмен сам волен решать, принимать или не принимать допинг, – это его личное дело. Уголовно наказуемы сбыт, незаконное производство некоторых анаболических стероидов.

Но высший спорт – это очень тонкая сфера, здесь важно не навредить. Я не буду называть имен, названий клубов, но могу сказать, что ситуация сложная. Спрос на анаболические стероиды сегодня огромен. Я вам приведу такие цифры: за 2005 год нами в целом по России изъято из нелегального оборота свыше 200 партий анаболических стероидов, общий вес которых составил около 45 килограммов.

Ни для кого уже не секрет, что на подготовку профессионального спортсмена только на допинговые препараты расходуется несколько десятков тысяч долларов в год. Еще больше расходы на препараты, выводящие допинг из организма, чтобы спортсмен мог пройти тесты допинг-контроля. Это широкое поле для нелегального бизнеса, в который втягиваются тренеры, как самые заинтересованные в высших достижениях лица, спортивные врачи, которые очень часто выступают в роли оптовых покупателей и одновременно розничных сбытчиков подконтрольных препаратов. Такие факты, к сожалению, есть, и уголовные дела – тоже. Хочу заметить, что выявлять каналы, по которым допинг попадает к спортсмену, очень тяжело: сказывается высокая корпоративность, закрытость профессионального спортивного сообщества.

– А какова ситуация в непрофессиональном спорте?

– Еще более сложная! Если спортсмена олимпийского уровня и пичкают допингом, то делают это под контролем специалистов-медиков. А на уровне какой-нибудь заштатной детской спортивной школы или клуба об этом даже речи не идет. Здешние тренеры, как правило, очень смутно представляют, с чем имеют дело. Например, в Челябинской области на скамью подсудимых попали тренер одного из спортклубов и местный бизнесмен. Первый скупал на черном рынке подлежащие контролю препараты и сбывал их прямо в клубе. Второй, не имея лицензии на фармацевтическую деятельность, организовал незаконный сбыт анаболических стероидов через сеть магазинов, торгующих спортивными товарами.

Или возьмем такое новое для нашей страны явление. Очень много уже взрослых людей, которые хотят в жизни многого добиться, стали поворачиваться лицом к здоровому образу жизни. Они посещают фитнес-клубы, тренажерные залы, растет популярность бодибилдинга. Им хочется быстро накачать мышцы, а быстро не получается. И вот к ним подходят такие вот тренеры и делают заманчивые предложения. Подпольный допинг-бизнес делает серьезную ставку на данную категорию, тонко и ненавязчиво пропагандируя безвредность допинговых препаратов. К примеру, в подмосковном Воскресенске среди спортивной молодежи благодаря такой пропагандистской работе широкую популярность приобрели таблетки метандростенола, тем более здешние околоспортивные деятели организовали их продажу по доступной цене – по 240 рублей за упаковку, содержащую 300 таблеток. В ходе спецоперации нами было изъято 330 граммов анаболика, возбуждено уголовное дело.

– Какие анаболики в России запрещены в свободном обороте?

– Мы руководствуемся списком № 4, утвержденным Постоянным комитетом контроля наркотиков. Из 126 подлежащих контролю сильнодействующих веществ – 13 анаболические стероиды. Это – андростенедиол дипропинат, андростанолон, андростенедион клостебол и другие.

– Производятся ли эти препараты в России или же они поступают в основном из-за рубежа?

– Метандиенон в России производят четыре предприятия. Остальное же поступает к нам в основном из Европы. Клостебол, например, производит Италия, нандролон – Венгрия, оксандролон – США, местеролон – Германия.

– Каким образом подлежащие контролю препараты попадают на черный рынок?

– Есть несколько основных каналов, питающих этот рынок. Главенствующую роль здесь играют контрабанда и незаконное производство на территории России. Далее – фирмы-однодневки. Они закупают крупные партии препаратов, после чего прекращают свою деятельность, а сам препарат сбывается через подпольную сеть дилеров. Есть факты получения допинговых средств по фальшивым документам или поддельным лицензиям. Значительная часть уходит из аптек и медицинских учреждений по неправомерно выданным или поддельным рецептам. Например, в ходе проверок больниц Карелии нами выявлено 54 поддельных рецепта, по которым в незаконный оборот ушло 610 таблеток метандростеолона и 44 ампулы ретаболила. Есть у нас и уголовные дела, фигуранты которых будут привлечены к ответственности за нелегальное производство.

– Как это делается? Ведь такое производство требует высоких технологий?

– Как правило, нелегальное производство налаживается либо на легально работающих фармацевтических предприятиях, либо на предприятиях, по каким-то причинам лишенных лицензий. В качестве сырья используются субстанции контрабандного происхождения. В начале 2005 года мы пресекли деятельность одного из таких производств. Организовано оно было под контролем администрации предприятия, с которой нелегалы делились частью прибыли. Действовала также типография, где изготавливалась полиграфическая упаковочная продукция. Фальсифицированный продукт реализовывался под видом лучших зарубежных аналогов. Наши сотрудники изъяли 200 000 таблеток, содержащих метандиенон. Организуя борьбу с нелегальным производством, мы в рамках своей компетенции осуществляем контроль некоторых видов оборудования, в частности, пресс-форм для таблетирования и станков для ампулирования.

– Какие препараты являются наиболее ходовыми на черном рынке?

– Из 13 подконтрольных анаболических стероидов нами изымалось семь. 45% изъятий составляют препараты, в состав которых включен метандиенон. Еще 40% – препараты, содержащие нандролон. 15% – все остальное. Это и есть своеобразный рейтинг допинговых средств на черном рынке.

– Многие представители правоохранительных органов жалуются на проблемы законодательного характера. По части антидопинговой борьбы у вас их нет?

– Наш принцип – не кивать на закон, а совершенствовать свою деятельность. Вместе с тем у нас есть предложения, касающиеся некоторых расхождений между российским законодательством и нормами, рекомендованными международными конвенциями. К примеру, подлежащие контролю сильнодействующие вещества, использующиеся в производстве анаболических стероидов, по международным нормам относятся к психотропным веществам, а оборот психотропных препаратов предусматривает более высокий уровень контроля. Думаю, что, приведя наше законодательство в соответствие с международными нормами, мы бы заметно сократили утечку анаболических стероидов в нелегальный оборот.

Конечно, нам хотелось бы, чтобы в антидопинговую профилактическую работу активно включились различные министерства и ведомства, общественные институты, в первую очередь – СМИ. Силовыми методами эту проблему решать трудно. Более того, наши аналитики уже пришли к неутешительному выводу, что освобождающуюся от наркотиков нишу будут активно занимать запрещенные в свободном обороте допинговые препараты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
687
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1156
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1219
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1010

Другие новости