0
998
Газета География Печатная версия

14.03.2002

Будни антиландшафта

Тэги: Каганский


В.Л. Каганский. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сборник статей. - М.: НЛО, 2001, 576 с.

ИЗДАНА первая книга Владимира Каганского - известного российского географа, одного из лидеров так называемой культурно-ландшафтной научной школы, ученика и последователя Б.Б. Родомана. В книге впервые собраны воедино многие статьи, очерки и эссе, написанные автором за последние десять лет.

Свою методологию автор называет герменевтикой ландшафта - в ее основе лежит особое, пространственное "прочтение" ландшафта, нацеленное на его осмысление прежде всего через постижение разнообразия мест и местностей. Владимир Каганский решительно отказывается от набившего оскомину противопоставления природного ландшафта культурному. Зачастую ландшафты, воспринимаемые человеком с европейским, западным складом ума как природные, слабо трансформированные антропогенным воздействием (многие пустыни, тундры, обширные пространства сибирской тайги и т.д.), суть несомненно культурные ландшафты для их аборигенов, ибо представляют собой естественную среду обитания и жизнедеятельности последних.

Владимиром Каганским намечены основы типологии подходов к восприятию и постижению ландшафта. Среди них - "натурализм" (ландшафт дан и воспринимается через его живые компоненты), "геоморфизм" (своего рода "ландшафтный" подход к ландшафту, познавательно ориентированная рефлексия его бытия), "наука о ландшафте" (здесь, видимо, был бы уместен термин "сциентизм"), "проектизм" (ландшафт воспринимается как материал и среда реализации разнотипных проектов), "эстетизм" (пребывание в ландшафте ради получения художественных впечатлений и их запечатления средствами искусств), "эскапизм" (видение ландшафта как особой среды деятельности, которую нельзя осуществить в иной среде).

Существенно модифицируя схему "центр-периферия", Каганский фактически от нее отходит. Основных зон культурного ландшафта по Каганскому не две и даже не три ("центр - полупериферия - периферия"), но четыре: Центр - Провинция - Периферия - Граница. Центр интегрирует культурный ландшафт изнутри, Граница оконтуривает его извне. В свою очередь, Провинция прицентральна - Периферия пригранична, и их путать ни в коем случае нельзя. Центр, по Каганскому, - это метрополия, столица страны, фокус районогенеза и т.д.; Провинция - ядро типичности территории, своего рода "глубинка" страны, ее срединная зона; Периферия - окраина, зона освоения, колония; Граница - маргинальная зона, рубеж территории, ее барьер.

Ключевая проблема, которой озабочен автор книги, - это то, как "устроено" пространство повседневности, культурный ландшафт современной России, да и всего бывшего СССР. Это пространство, считает Владимир Каганский, вполне определенное и закономерное, по-своему функциональное и целесообразное. Автор его называет "советским пространством", подчеркивая, что это не псевдоним и не синоним бывшего Советского Союза, но специальный термин из двух слов (наподобие "железной дороги" - отнюдь не просто "дороги из железа"), обозначающий здесь определенное состояние культурного ландшафта, причем состояние скорее вырожденное, своего рода антиландшафт. Советское пространство, по мнению автора, формировалось как некий искусственный конструкт, проект-схема, но, пронизав естественно эволюционировавший культурный ландшафт Северной Евразии и тем самым организовав его, оно стало естественным и пережило сам СССР. Постсоветского пространства нет: мы продолжаем жить в пространстве советском, "расхлебывая" его структурную инерцию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org