0
1332
Газета День в Истории Интернет-версия

29.02.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 29 февраля

Тэги: история, музыка


история, музыка От духовной музыки до бытовой комической оперы – он умел писать все.
Джоаккино Россини. Литография А.Греведона. 1828

Тихо-тихо, но уже по четвертому кругу идет эта рубрика, а 29 февраля на календаре не было еще ни разу. И вот дождались года високосного. На дворе Касьянов день, названный в память о святом Кассиане Римлянине. К сему прилагается угрожающая народная характеристика: Касьян – тяжелый и на людей, и на скотину.

В русских фольклорных поверьях Касьян имеет мало общего с канонами святости. По некоторым легендам, он вообще сторожит врата ада. Однако стоит лишь пролистать список известных людей, лишенных ежегодного дня рождения, – и окажется, что на первом плане вовсе не тяжеловесно-агрессивные насупленные индивиды. Скорее наоборот.

Достаточно назвать имя итальянского композитора Джоаккино Россини (1792–1868) – и сразу вспомнится самая прославленная его опера «Севильский цирюльник» (1816). И про клевету, и про полуночную тишину, и, самое главное, «Фигаро здесь, Фигаро там». Кто-то, наверное, сочтет, что все это скорее ряд вокальных упражнений, чем музыкальная драматургия. Но не стоит спешить с оценками. У нас в Большом театре в 1913 году партию дона Базилио, певца клевет и сплетен, исполнил сам Шаляпин, которому, как известно, подобный подход был совершенно чужд. У Россини был широчайший творческий диапазон. Автору оперы на сюжет Бомарше принадлежит и духовный гимн Stabat Mater («Мать скорбящая»)...

А теперь – подробность из срединного слоя между творчеством и бытом. В Париже, где Россини был директором Итальянского театра, он оказался совершенно беспомощен как менеджер, извините за нынешнюю терминологию. Последовала отставка, потом, после революции 1830 года, – потеря почетной синекуры при дворе. И пришлось долго и упорно выбивать себе пенсию.

То ли дело республиканская Америка XX века, где единственным на свой лад монархом – королем джаза и свинга – стал трубач, дирижер и композитор Гленн Миллер, родившийся 29 февраля 1904 года и в 1944-м погибший в авиакатастрофе. Родители записали ему в документы дату рождения 1 марта – ввиду общеизвестных суеверий и страхов. Но правду утаить не удалось, а карьере (в хорошем смысле этого слова) она не помешала. В отличие от Россини Миллер заявил о себе не только как солист и сочинитель музыки, но и как глава оркестра, созданного им самим. Оркестр этот и его руководитель заработали две важнейшие вещи: репутацию эталона художественного качества и беспримерную популярность. Музы и деньги оказались в полной гармонии: самый востребованный оркестр мира стал и самым высокооплачиваемым.

Слава эта была воистину всемирной. К нам в СССР творчество Миллера пришло совершенно экстраординарным путем. Шла война, США были наши союзники, но американский развлекательный фильм «Серенада Солнечной долины», где Гленн Миллер играл близкую себе роль главы оркестра и исполнялась его же музыка, – фильм этот попал к нам как трофейный. Напрямую, наверное, нельзя было. Само слово «джаз» было тогда в СССР под запретом. Но, прорвавшись, музыка эта вызвала у нас к жизни целый социокультурный тип поклонников – то ли стиляг, то ли одну из их разновидностей. Пересказывать не буду, смотрите у Виктора Славкина в пьесе «Взрослая дочь молодого человека», поставленной Анатолием Васильевым (потом знаменитый спектакль был снят на видео). Там как раз поют песню «Чуча» («Поезд на Чаттанугу»), подражая пыхтящему паровозу...

А теперь – еще два российских уроженца Касьянова дня. Причем одного и того же – 29 февраля 1920 года. Киносценарист Илья Нусинов (ум. 1970), сын умершего в 1950-м в тюрьме литературоведа Исаака Нусинова, вырос печальным остроумцем, грустным весельчаком. Славу ему принесла гомерически смешная кинокомедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) – о нелепом мире советского пионерского лагеря. Потом был детский фильм Ролана Быкова «Внимание, черепаха!». И – для взрослых – фильм того же Климова «Агония», о распутинщине и трагическом закате старой России.

И рядом – Федор Абрамов (ум. 1983), один из ведущих мастеров деревенской прозы, автор тетралогии о Пряслиных. Начинал он как критик и в 1954 году опубликовал в «Новом мире» Твардовского статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» – показав убожество этой последней. Твардовского тогда сняли с должности главного редактора, в частности, из-за этой статьи. Потом он вернулся. А в 1966 году, прочитав рукопись романа Абрамова «Две зимы и три лета», написал ему письмо – поразительный документ времени. Там самые высокие похвалы, самые сердечные слова – и суровость оценки. Главная беда этой прозы, пишет Твардовский, – «недостача автора в ней, попросту – авторской речи, его суждений, сопоставлений, его уровня мышления, наконец, его авторского языка».

Это, в сущности, то же, о чем позже, но еще в махрово-советском 1980-м, сказал Анатолий Стреляный: слабость деревенской прозы в том, что в ней на авторском уровне доминирует патриархальное сознание, а не демократическое. Из этого потом многое вылезло на божий свет.

Раз в четыре года бывает этот день, богатств в нем немерено. Как говорилось в старом анекдоте, изучайте материальную часть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
649
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
568
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
680
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
473

Другие новости