0
1719
Газета День в Истории Интернет-версия

22.01.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 22 января

Тэги: история, литература


история, литература В стокгольмском метро есть мозаичный портрет Августа Стриндберга. У него пристальный, взыскательный взгляд.
Фото с сайта www.wikipedia.org

Кого не устраивает порядок вещей, тот нередко пытается его изменить. Когда надо – с помощью силы. 150 лет назад, 22 января 1863 года, началось Польское восстание, охватившее присоединенные к Российской империи земли Речи Посполитой. Освободительная задача была для повстанцев очевидной, витавшей в воздухе, как и ее противоположность – имперская воля к подавлению.

Это политика, сфера массового сознания. А интеллектуальная жизнь, кабинетное одиночество мыслителей? Они ведь тоже не смогут создать ничего нового, если не будут ничего отрицать. Французский философ, математик и астроном Пьер Гассенди, родившийся 22 января 1592 года (ум. 1655), излагал с университетской кафедры в Экс-ан-Провансе учение Аристотеля и следом доказывал, что оно ошибочно; спорил с Декартом, великим своим современником. А об Аристотеле, к которому неизменно апеллировали официальные церковные круги, и говорить нечего. Все это не облегчало жизнь Гассенди, и полное издание его трудов увидело свет лишь посмертно. Что ж, все узнаваемо: сюжет, повторяющийся из века в век.

Со временем, однако, вариаций и модуляций у этой грустной мелодии становилось все больше и больше. Или, во всяком случае, люди приучались их различать. Когда-то, например, аристократы были лишь по происхождению. А когда буржуазный уклад отодвинул таковых в сторону, на авансцену вышли аристократы духа...

Шведский писатель Юхан Август Стриндберг – он родился 22 января 1849 года (ум. 1912) – в романе с характерным заглавием «Исповедь безумца» показал нечто вроде синонимии таланта и сумасшествия. Творчество Стриндберга оказалось в центре внимания в эпоху, когда на смену привычному реализму стали приходить экспрессионисты, символисты и другие «исты». Как драматург Стриндберг пытался создать в Дании свой обновленный театр, но безуспешно. Хотя вниманием он вовсе не был обделен. В одном отношении он попал в резонанс с современниками: искал, как и они, нового человека. Александр Блок в статье, посвященной памяти Стриндберга, писал, что он «является как бы маяком, указывающим, по какому пути пойдет культура при создании нового типа человека. Для нашего времени – он был «великий мужчина».

Здесь, конечно, отсылка к неизменно скептическому взгляду Стриндберга на женскую природу, к отрицательным героиням его пьес. Ну что ж, напрашиваются блоковское же: «Простим угрюмство – разве это/ Сокрытый двигатель его?» Но так уж развивалась культура, что при продолжении этих строк – «Он весь дитя добра и света,/ Он весь свободы торжество» – как-то осекаешься.

Бьют барабаны, фанфары поют... Сегодня почти круглая дата: 115 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна (1898–1948), режиссера кино и театра, всемирно признанного новатора искусств. Теоретика кино и его практика. Начинал он в театре и в 1923 году в своей постановке пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты» осуществил знаменитый «монтаж аттракционов», прием, который сам же и обосновал в журнальной статье. А потом были фильмы, всем известные, расхватанные на цитаты. Сейчас их, кажется, смотрят уже меньше, чем в былые времена. Но в культурной памяти эти ленты остаются. Они эмблематичны, вот в чем дело.

Самые хрестоматийные из эйзенштейновских картин обозначают начальную стадию пути режиссера и заключительную. «Броненосец «Потемкин» и «Иван Грозный» соответственно. И очень показателен их, так сказать, литературный след. Вернее, следы, друг с другом спорящие.

«Свободу восславляли образы,/ Экран кричал, как человек,/ И пробуждались чувства добрые/ В жестокий век,/ В двадцатый век.// И милость к падшим пробуждалась,/ И осуждался произвол,/ Все это просто называлось –/Такой сегодня фильм пошел». Это Борис Слуцкий, его стихи о «Броненосце». Наверное, детской коляской на Потемкинской лестнице навеянные. Не сказать, чтобы стопроцентно убеждало, но стихи прекрасные.

А вот другая цитата. Прозаическая. Прошу прощения за ее длину.

«Цезарь трубку курит, у стола своего развалясь. К Шухову он спиной, не видит.

А против него сидит Х-123, двадцатилетник, каторжанин по приговору, жилистый старик. Кашу ест.

– Нет, батенька, – мягко этак, попуская, говорит Цезарь, – объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» – разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!

– Кривлянье! – ложку перед ртом задержа, сердится Х-123. – Так много искусства, что уже и не искусство... И потом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции!..

– Но какую трактовку пропустили бы иначе?..

– Ах, пропустили бы?! Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!»

Александр Солженицын, «Один день Ивана Денисовича». Кинематографист Цезарь Маркович и безымянный старик-каторжанин, одним лишь номером обозначенный.

Подводить итог, выстраивать баланс не буду, это было бы что-то вроде вышеупомянутого глумления и непотребства. Задумаемся над столкновением полюсов. Над антиномией, философским языком говоря. Выход из нее, наверное, где-нибудь в иных координатах.

Вот, например, далекий от художественных исканий фигурант сегодняшнего календарного листка. Физик, академик Григорий Ландсберг родился 22 января 1890 года (ум. 1957). Впервые обнаружил и изучил молекулярное рассеивание света в кристаллах, эффект, который называется комбинационным рассеиванием. Имя Ландсберга, впрочем, на слуху не в связи с этим открытием, а потому что он создал классический «Элементарный учебник физики», известный всем, кто эту науку изучал. Но это еще не все. Под «Письмом трехсот», адресованным партийному руководству протестом против засилья Лысенко и иже с ним в биологии – в 1955 году, он поставил свою подпись. Не мог не поставить, хотя что ему биология? Он же был физик.

Просто светом занимался. «Он весь дитя добра и света,/ Он весь свободы торжество».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
966
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1400
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1231
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1109