0
1333
Газета День в Истории Интернет-версия

23.01.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 23 января

Тэги: история, кино


история, кино Один из нечастых в комедиях Александрова моментов, когда смешно. Как-никак пиво на заднем плане.
Кадр из фильма «Волга-Волга»

Россия, как известно, страна неограниченных возможностей. Хорошо это или не очень – пусть каждый решает сам.

Немецкого физика, математика и философа Георга Бернгарда Бюльфингера, родившегося 23 января 1693 года (ум. 1750), пригласили в Петербург, в новосозданную Академию наук, в 1724 году, когда в Тюбингене коллеги третировали его как чрезмерно вольнодумного. Но и в России атмосфера оказалась не лучшей. Как там у Бродского – «все интриги, вероятно, да обжорство»? Второй по счету грех можно заменить чем угодно, зато первый – величина постоянная. И Бюльфингер вернулся в родной Вюртемберг.

Коль скоро мы заговорили о пороках в нашем отечестве, то логично будет вспомнить человека Церкви, служителя Божьего. 23 января 1867 года появился на свет будущий двенадцатый по счету Патриарх Московский и всея Руси Сергий (ум. 1944), в миру Иван Страгородский. От его священнического имени образован термин «сергианство», которым принято обозначать примирение Церкви с советской властью, безусловную лояльность. Коротко говоря, конформизм. Объявил он об этом выборе в своей декларации 1927 года. И проявилась здесь, мне кажется, глубинная сущность и самой Церкви с ее учением, и партийно-советского строя. У каждой из сторон был социальный абсолют, обе были государственническими и патриотическими – и нашли общий язык.

И титулатура была внушительная у тех и других. Сплошная серьезность. Ну а как насчет отдохновения, шутки, веселья? Есть сегодня в календаре и по этой части российский корифей. Вот только... вопрос на засыпку: может ли комедиограф, мастер смеха, быть Героем Социалистического Труда?

Нынче 110 лет со дня рождения Григория Александрова (ум. 1983), кинорежиссера, носившего это звание. Не далее как вчера в нашей рубрике речь шла о Сергее Эйзенштейне, о первых его сценических и экранных работах, – так вот, Александров принимал в них участие. А потом поставил свои комедийные фильмы, весьма заметные и памятные: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»...

Стоп. Комедии, да? Но вот что меня всегда в них поражало: не смешно. Разве что изредка, вкраплениями. Зато немерено светлого и жизнеутверждающего настроя, оптимистического патриотизма или патриотического оптимизма – как хотите. Большой стиль. И название одной из лент как квинтэссенция и диагноз – «Светлый путь».

А что запомнилось всем и каждому? Песни, конечно. Про страну советскую, «где так вольно дышит человек». «Широка страна моя родная...» – это из комедии «Цирк», песня Дунаевского и Лебедева-Кумача, песня, которую даже предлагали сделать государственным гимном. Как там у Достоевского – широк человек, надо бы сузить? Вот и про страну, во всем безбрежную, такое на ум приходит. А Игорь Губерман выдал свой «гарик»: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно, смирно и кругом».

Со временем об Александрове пошли истории, даже анекдоты. У Сергея Довлатова в «Соло на ундервуде» – лаконичная версия о двух путях музыкальной кинокомедии. Дескать, Александров был модернист и западник, а Пырьев – почвенник, из народа, и именно он, по разумению Эйзенштейна, стащил старомодный примус у этого последнего. Так два комедиографа стали врагами. Ну а если серьезно, то что могло быть смешного на экранах СССР, если от самого Сталина (дело было во время встречи на даче Горького) исходил заказ – создать комедию для народа? Это вам не отдельный смеющийся и насмешливый человек. Это пафос.

Морализировать как-то неохота, тем более в комедийном контексте. Но странные вещи происходят с людьми в экстремальных социокультурных и исторических обстоятельствах. У польского поэта Константы Ильдефонса Галчиньского, родившегося 23 января 1905 года (ум. 1953), было, кажется, что-то вроде раздвоения творческой личности. Один и тот же человек снискал славу тончайшего лирика – и остался в анналах как певец социалистического строительства, автор произведения, озаглавленного «Поэма о предателе». Это – на минуточку – о ком? О Чеславе Милоше, соотечественнике, будущем нобелевском лауреате...

И сегодня же на календарном листке другой всемирно известный мастер слова, также Нобелевской премии удостоенный. Это Дерек Элтон Уолкотт, 1930 года рождения. Пишущий на английском языке тринидадский поэт и драматург. Обратим внимание на эту идентификацию: маленький островок в Карибском море. Никакого государственного величия. И всечеловеческое звучание стиха. Как заметил Иосиф Бродский, Уолкотт – поэт универсальный, он наследует всей мировой поэзии, от древних времен до новейших. «Все в природе похоже,/пока мы не услышим тот звук/тишины – как Бетховен,/теряющий слух».

От места действия это не зависит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1622
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1679
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1368
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1136

Другие новости