0
2230
Газета День в Истории Интернет-версия

20.02.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 20 февраля

Тэги: история, кино


история, кино Роберт Олтмен. По самой сокровенной своей сути – нонконформист.
Фото Reuters

Исстари между двух полюсов стягивался наш мир: на одном – порок, на другом – святость. Такое устройство культурного пространства не оставляет человеку многообразия возможностей. Или – или.

Но это только одна сторона дела. Искусство ведь не пассивно фиксирует нечто существующее, но самоопределяется по отношению к нему. И тем самым – преодолевает. Причем то, что принято называть скучным термином «авторская позиция», может менять знак и модальность, а описание, констатация будут совпадать самым парадоксальным образом.

Французский художник Оноре Викторен Домье, родившийся 20 февраля 1808 года (ум. 1879), занимался и скульптурой, и живописью (некоторые даже считают его первым импрессионистом), но прежде всего по способу мировидения он был карикатурист до мозга костей. И журнал, в котором стали публиковаться его литографии, назывался с предельной ясностью: «Карикатюр». В смешном свете Домье видел и изображал кого угодно: и врачей, и юристов, и политиков – причем последних вплоть до короля Луи-Филиппа. Схваченный Домье грушеподобный образ этого монарха все, наверное, видели на страницах учебников истории.

Коротко говоря: не было для ирониста Домье ничего святого. А без малого век спустя одной из знаковых фигур в культуре прекрасной Франции оказался писатель, относящийся к миру подчеркнуто серьезно, исполненный религиозной рефлексии, – Жорж Бернанос. Он появился на свет 20 февраля 1888 года (ум. 1948), был набожный католик, а по мировоззренческим ориентирам – эстетическим, философским, этическим – традиционалист. Но можно ли творить, развивать культуру, то есть идти вперед, если взгляд твой устремлен назад? Вопрос риторический, конечно. Но реальному, живому человеку Бернаносу надо было как-то отвечать на вызовы действительности. Той, в которой перестают работать привычные классификации: вот, мол, аристократ, вот простолюдин, вот буржуа... Впрочем, не только в сословиях дело. Героев романа Бернаноса «Под солнцем Сатаны» все время сопровождает носитель вселенского зла, упомянутый в заглавии. К нему обращаются как к последней надежде, последней инстанции, что ли. Зло притягательно. А человек перед ним бессилен даже тогда, когда готов к искупительному самопожертвованию. Что хочешь не хочешь свидетельствует о хрупкости христианского мифа и миропорядка.


Любовь слаба...
Обложка романа Ж.Бернаноса «Под солнцем Сатаны» (с кадром из экранизации). Издание 2008 года

Бернанос с недоверием относился к новым формам всех социокультурных страт и типов поведения, чутко реагируя на малейшие признаки вульгаризации. С этим связана, кстати, история его публицистики и политических симпатий. Начинал как правый и почвенник – а потом отшатнулся от тех правых, которые в годы Второй мировой войны стали коллаборационистами. Сам он примкнул к деголлевской «Свободной Франции». Ну а общность неких мировоззренческих основ со своими оппонентами – вопрос открытый.

Совсем иная среда, иная ситуация – в послевоенной Америке, в Голливуде, где работал кинорежиссер и сценарист Роберт Олтмен, родившийся 20 февраля 1925 года (ум. 2006). Самая ходовая характеристика ему – «нонконформист». И еще одна заслуживает внимания: «американский Феллини». Фильм о войне он поставил в жанре черной комедии («Военно-полевой хирургический госпиталь»). И Голливуд высмеивал как бы со стороны, и держал себя так, словно каждый день повторял пушкинское правило «зависеть от царя, зависеть от народа – не все ли нам равно?».

Кстати, о народе. 20 февраля 1918 года были опубликованы «Скифы» Александра Блока. «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. /Попробуйте, сразитесь с нами!/ Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,/ С раскосыми и жадными очами!..» Поэт, то есть личность, превращается в рупор массовидной стихии. Приходит на ум формула Герцена «Very dangerous!».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
749
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1000
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
927
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
797