0
19677
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.06.2004 00:00:00

«Рейганомика»: воспоминания о будущем

Виктор Супян

Об авторе: Виктор Борисович Супян - заместитель директора Института США и Канады РАН.

Тэги: рейган, сша, экономика, рейганомика


рейган, сша, экономика, рейганомика С именем Рейгана и его политикой многие американцы связывают вновь обретенные страной оптимизм и веру в себя.
Фото Reuters

Америка простилась с Рональдом Рейганом, своим сороковым президентом. Политиком, чье влияние на жизнь страны оказалось столь масштабным, что, согласно многочисленным опросам, он по популярности лидирует среди всех прочих американских президентов, опережая даже таких выдающихся лидеров, как Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Теодор Рузвельт и Франклин Рузвельт. Это при том, что его фигура, как, впрочем, и проводимая им политика, неизменно вызывала бурные дискуссии и самые разнообразные оценки – от восторженных до уничижительных.

Действительно, Рейган, несомненно, проигрывал многим своим предшественникам по уровню образования, его вряд ли можно было назвать интеллектуалом и экспертом в политике или экономике. Политические оппоненты и просто коллекционеры-любители собирали многочисленные ошибки в его публичных выступлениях, его высмеивали юмористы, его пытались не воспринимать всерьез. Но как-то так получалось, что он в большинстве случаев выходил победителем во внутриполитических и внешнеполитических баталиях, его инициативы тоже, как правило, приводили к успеху. Самое же любопытное – это отношение к Рейгану как человеку и его сторонников, и противников. Его не случайно называли «великий коммуникатор». Он почти всегда умел сохранить хорошие отношения даже с самыми непримиримыми политическими оппонентами. Это было при жизни, это проявилось и после смерти – когда и республиканцы, и демократы, да и многие рядовые американцы, независимо от политических убеждений, отдавали дань уважения и признания его заслуг перед страной.

Талант общения, конечно же, не единственное достоинство Рейгана. Он, осознавая пробелы в своем образовании и опыте, не боялся окружать себя крупными политиками и выдающимися специалистами. Он охотно делегировал полномочия, старался не вмешиваться в конкретные области, оставляя себе функцию выбора стратегического направления и контроля. То есть Рейган умел создать эффективную команду и быть ее лидером.

Его отличала огромная политическая интуиция, умение увидеть и предвидеть то главное, в чем состоит общественная потребность. Это проявилось и во внешней политике, и во внутриполитических и экономических делах. Инициативы и реформы Рейгана, получившие название «рейганомика», оказали огромное влияние не только на характер и темпы экономического развития, но и на политику будущих администраций, на позиции США в мировом хозяйстве, на экономическую политику других стран. Многие аналитики и биографы видят главную заслугу Рейгана в том, что он вернул стране, страдавшей от вьетнамского синдрома и экономических трудностей, веру в себя, в американское лидерство, в «американскую мечту».

 

На пути к Белому дому

 

Рейган стал президентом США в 1981 г. в возрасте 69 лет. В столь зрелом возрасте до него на этот пост никто не избирался. Его серьезная политическая карьера началась достаточно поздно – лишь в 1966 г., в возрасте 55 лет, на выборах губернатора штата Калифорния он одержал убедительную победу над кандидатом от Демократической партии. Хотя и прежде Рейган не чурался общественно-политической деятельности – будучи актером Голливуда (а Рейган снимался в кино и на телевидении в общей сложности более 20 лет), он еще в 1947 г. стал президентом Американской гильдии киноактеров, многие годы был членом Демократической партии и слыл завзятым либералом. Постепенно, в том числе и под влиянием атмосферы маккартизма и борьбы с любыми проявлениями левого инакомыслия, взгляды Рейгана эволюционируют в консервативном направлении. Он становится активным сторонником республиканцев, поддерживает выдвижение кандидатуры Ричарда Никсона на пост президента. Однако лишь в начале 60-х гг. Рейган формально меняет партийную принадлежность и становится членом Республиканской партии.

Вехой политической эволюции Рейгана можно считать его выступление в поддержку Барри Голдуотера, который даже в Америке имел твердую репутацию крайнего консерватора, экстремиста и «ястреба». Рейган же видел в Голдуотере прежде всего сторонника традиционных консервативных американских ценностей. Тогда, в 1964 г., победили демократы – президентом был избран Линдон Джонсон, но Рейган благодаря своей политической активности стал известен среди республиканской элиты.

После избрания губернатором Калифорнии Рейган начал реализацию крупномасштабных реформ. Это были меры, которые левые идеологи любых оттенков назвали бы (и называли) «антинародными», «защищающими интересы крупного капитала» и т.д. Новый губернатор ограничил рост числа государственных служащих, сократил целый ряд социальных программ, в частности по оказанию помощи малоимущим, уменьшил государственные субсидии университетам и колледжам, закрыл многие бесплатные медицинские учреждения. Главный мотив в социально-экономической политике Рейгана на посту губернатора Калифорнии – восстановить экономику штата, побороть социальное иждивенчество, сократить государственные расходы, вызывающие инфляцию.

Несмотря на эти вроде бы непопулярные реформы, Рейган с большим перевесом победил на новых выборах губернатора Калифорнии в 1970 г. Как считают биографы Рейгана, именно вторая победа в Калифорнии придала ему уверенность в своих силах, он поставил себе задачей завоевать Белый дом. При этом желание и намерение избраться на пост президента не было лишь стремлением к высшей государственной должности как таковой – Рейган поверил в свое мессианское предназначение, в то, что именно он знает, что нужно Америке.

Еще будучи губернатором, он дважды пытался стать кандидатом в президенты от Республиканской партии, но оба раза потерпел неудачу. Третья попытка оказалась успешной. В 1980 г. на съезде Республиканской партии Рейган был избран кандидатом на пост президента страны. Своим напарником – кандидатом на пост вице-президента – он избрал бывшего конгрессмена от штата Техас, бывшего представителя США при ООН и директора ЦРУ Джорджа Буша. На выборах 1980 г. Рейгану отдали голоса 489 выборщиков, за его соперника-демократа президента Джеймса Картера – только 49. 20 января 1981 г., в день вступления в должность президента, начался новый этап в жизни Рейгана и, как вскоре выяснилось, новый этап в истории США.

 

Предвосхищение реформ

 

Рейган пришел к власти в нелегкое для Америки время. В наследство от президента Картера новому хозяину Белого дома достались одновременно высокая инфляция и безработица, экономика страны переживала серьезный циклический кризис. Начиная с февраля 1980 г. происходило интенсивное падение производства. Летом 1980 г. оно приостановилось, однако с августа 1981 г. возобновилось с новой силой и продолжалось вплоть до декабря 1982 г., став самым продолжительным спадом в США за весь послевоенный период. Таким образом, начало правления Рейгана пришлось на самый разгар циклического кризиса, отягощенного энергетическим кризисом 1979–1981 гг., заметным ростом цен на энергоносители на внутреннем рынке США.

Этот кризис стал дополнительным фактором переосмысления концептуальных подходов к государственному регулированию экономики, начавшемуся еще в середине 70-х гг. Дискуссии о роли и месте государства в экономике велись в мировой экономической литературе на протяжении всего ХХ века. В течение по крайней мере 40 лет после Великой депрессии начала 30-х гг. активное участие государства в экономической жизни трактовалось большинством ученых-экономистов как необходимый и уже встроенный элемент общественного развития. Американское государство взяло на себя ответственность за уменьшение масштабов бедности в стране, развитие образования и в значительной степени здравоохранения, предоставление многих других социальных услуг. Государство проводило все более активную макроэкономическую политику, причем как косвенными мерами, так и нередко мерами административного характера. Провозглашенная президентом Джонсоном в 60-е гг. задача построения «великого общества» по сути мало чем отличалась от патерналистских государственных программ в социалистических странах.

Вместе с тем многие экономисты и политики уже в то время видели издержки чрезмерного вмешательства государства в экономику и неэффективность ряда государственных программ в социально-экономической области. Все более заметные сбои начала давать кейнсианская политика стимулирования спроса и масштабного перераспределения национального дохода через федеральный бюджет. Одновременный рост безработицы и инфляции во второй половине 70-х гг. и вовсе поставил под сомнение казавшиеся прежде незыблемыми постулаты кейнсианства. Таким образом, для консервативных, рыночно ориентированных экономистов и политиков, в том числе Рейгана, это был не только интеллектуальный вызов, но и вызов политический, связанный с преодолением массовых настроений в пользу патерналистской роли государства.

Среди американских теоретиков новых подходов к роли государства в экономике следует назвать прежде всего Милтона Фридмана, еще в 1962 г. опубликовавшего классическую работу «Капитализм, свобода и демократия». В ней Фридман, доказывая неэффективность и неконструктивную роль государства в экономике, проводит аналогию между государством и частными монополиями, показывая их одинаково негативное влияние на экономическое развитие. Признавая особую природу «общественных благ» (образования, здравоохранения и т.п.) и ответственность государства за их обеспечение, Фридман исходит из того, что государство должно реализовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыночные механизмы. Эти идеи послужили питательной средой для консервативных политиков на Западе, в том числе для Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании, ставших первыми проводниками этих теоретических подходов в жизнь.

Большое влияние на будущую экономическую политику Рейгана оказали теоретики из экономической школы «экономики предложения», прежде всего Джордж Гилдер и Артур Лаффер. Их концептуальные подходы опирались на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл состоит в том, что главным фактором, сдерживающим экономический рост, являются высокие налоги и что их снижение обладает мощным стимулирующим воздействием на экономическую конъюнктуру и производство. То есть стимулировать, по мнению сторонников этой школы, необходимо не спрос (как считал Кейнс), а предложение – инвестиции, ресурсы и, в конечном счете, производство. Чтобы не допустить роста бюджетного дефицита, который может образоваться вследствие сокращения доходной части бюджета, эти экономисты призывали ограничивать социальные программы, сокращать государственные расходы. Все эти идеи стали для Рейгана дополнительным подтверждением его собственных представлений о необходимости большей экономической свободы, о главенствующей роли рынка в экономике.

 

На смену спаду – подъем

 

Следуя рекомендациям бывшего президента Никсона, первые месяцы пребывания в Белом доме Рейган посвятил преимущественно выработке экономической политики. Уже 18 февраля 1981 г. президент обнародовал свои экономические планы, и прежде всего «Налоговый законопроект экономического возрождения», получивший широкую поддержку в Конгрессе со стороны как республиканцев, так и демократов. Экономическая программа президента включала четыре главных направления: 1) сокращение государственных расходов; 2) уменьшение предельных ставок налогов как на индивидуальные доходы, так и на прибыли корпораций; 3) ограничение государственной регламентации в экономике и 4) снижение инфляции с помощью контроля над денежной массой. Эти меры должны были, по планам администрации Рейгана, привести к росту сбережений и инвестиций, к ускорению экономического роста, сбалансированию бюджета, оздоровлению финансовых рынков, снижению роста цен и процентных ставок.

Предложенное Рейганом сокращение налогов составляло первоначально почти 54 млрд. долл. Оно должно было быть достигнуто с помощью 10-процентного снижения налоговых ставок к середине 1981 г. с дальнейшим их уменьшением еще на 10% за два последующих года. Политические баталии вокруг этих идей привели к тому, что совокупное снижение налогов в 1982 г. оказалось менее значительным и составило 37,7 млрд. долл. Общий объем снижения налогов в последующие пять лет составил 750 млрд. долл. Снижение налогов, как и другие ключевые направления экономических реформ президента Рейгана, несомненно, стало наиболее серьезной попыткой кардинального изменения экономической политики в США со времени «Нового курса» президента Франклина Рузвельта.

Экономическое положение в стране заметно улучшилось уже к середине первого срока пребывания Рейгана в Белом доме. Трудно сказать, в какой именно степени начавшийся в 1982 г. экономический рост обязан проводимой им политике, а в какой – совпал с очередным циклическим подъемом. Бесспорно, однако, что своими реформами Рейган ускорил выход из экономического спада, способствовал созданию благоприятных условий для роста.

В 1984 г. Рейган с огромным преимуществом победил на президентских выборах и был избран президентом США на второй срок. Он продолжил экономические реформы. В 1986 г. было принято новое налоговое законодательство, поддержанное обеими партиями и предусматривавшее еще более значительное сокращение налоговых ставок. Предлагался ряд мер по приватизации еще сохранявшейся в экономике государственной собственности, по расширению рыночного контрактирования государственных ведомств с частными компаниями, по передаче им несвойственных, как полагали Рейган и его помощники, государственным учреждениям хозяйственных функций. Некоторые идеи Рейгана носили достаточно утопический характер, например приватизация тюрем. Обществом не были поддержаны и предложения по приватизации национальных парков, Почтовой службы США. В целом же американская экономика в этот период развивалась достаточно динамично. Ее стимулировали и резко возросшие (на 35%) военные расходы – внешняя политика администрации Рейгана была политикой с позиции силы; именно в этот период была провозглашена так называемая «стратегическая оборонная инициатива» по разработке нового стратегического оружия космического базирования.

Не все из задуманных преобразований удалось осуществить в полной мере, хотя все четыре направления реформ в той или иной степени были реализованы. Ежегодный прирост реальных (с учетом инфляции) расходов государства сократился с 4% при администрации Картера до 2,5% при Рейгане, несмотря на рекордное для мирного времени увеличение военных расходов. Вместе с тем Рейгану не удалось серьезно ограничить социальные расходы государства, несмотря на первоначальные планы их сокращения. Не удалось и заметно уменьшить долю федеральных расходов в ВВП страны. Если в 1981 финансовом году она составляла 22,9%, то к середине 80-х гг. даже несколько выросла, а к 1989 г. сократилась лишь до уровня 22,1% ВВП. Это направление реформ не оправдало ожиданий сторонников резкого сокращения государственных расходов в экономике.

Изменения в налоговом законодательстве были гораздо более существенны. Предельные налоговые ставки индивидуального подоходного налога были сокращены с 70 до 28%, а ставки налога на прибыли корпораций – с 48 до 34%. Самые низкооплачиваемые категории американцев были вообще освобождены от уплаты налогов. Правда, некоторые налоги были повышены – налог на социальное страхование, часть акцизов. Доля доходной части федерального бюджета в ВВП сократилась в результате всех этих мер с 20,2% в 1981 финансовом году до 19,2% в 1989 финансовом году.

Было продолжено ограничение государственного регламентирования в экономике, начатое еще при президенте Картере. Рейган уменьшил либо вообще отменил государственный контроль над ценами на нефть и природный газ, кабельное телевидение, телефонную связь, межштатное автобусное сообщение, услуги морских грузовых перевозок. Диссонансом к этим мерам выглядит увеличение таможенных импортных тарифов. Администрация Рейгана уменьшила регулирующее вмешательство государства в сферу охраны окружающей среды. Пожалуй, дерегулирование, несмотря на его символическое значение, все-таки не стало ведущим приоритетом в экономической программе Рейгана.

Монетарная политика (прежде всего борьба с инфляцией) была вполне последовательной. Рейган одобрил сокращение роста денежной массы, предложенное Федеральной резервной системой еще в конце 1979 г. Эта политика, с одной стороны, усилила рецессию 1980–1982 гг., но с другой – способствовала снижению инфляции.

 

Достижения и неудачи

 

Большинство из экономических инициатив Рейгана дало положительные результаты, хотя, может быть, и несколько ниже ожидаемых. Так, среднегодовые темпы экономического роста возросли с 2,8% в период администрации Картера до 3,2% в период 1981–1989 гг. Еще выше был рост производительности труда – от практически нулевого прироста до среднегодового прироста в 3,8% в обрабатывающей промышленности.

Улучшились и другие макроэкономические показатели. Уровень безработицы сократился с 7% в 1980 г. (в период кризиса 1980–1982 гг. он достиг пика в 9,7%) до 5,4% в 1988 г. Уровень инфляции снизился с 10,4% в 1980 г. до 4,2% в 1988 г. Было создано 8 млн. новых рабочих мест, средние доходы семей увеличились за годы президентства Рейгана на 4 тыс. долл.

В то же время некоторые последствия экономической политики Рейгана оказались достаточно негативны. Так, заметно возрос, практически утроился, государственный долг страны – с 914 млрд. долл. до 2,9 трлн. долл. Число американцев, живущих за чертой бедности, возросло почти на 8 млн. человек – с 31,8 млн. в 1981 г. до 39,3 млн. в 1982 г.

Администрация Рейгана оставила после себя по крайней мере две серьезные экономические проблемы. Во-первых, федеральный долг возрос с 22,3 до 38,1% ВВП (хотя бюджетный дефицит оставался к концу пребывания Рейгана у власти на достаточно низком уровне – 2,9% ВВП). Во-вторых, администрация резко усилила протекционистские меры во внешней торговле, что затрудняло интеграцию страны в мировую экономику. Так, доля импорта, подлежащая торговым ограничениям, возросла с 12% в 1980 г. до 23% в 1988 г. И это несмотря на всю риторику в поддержку свободы торговли.

Некоторые процессы, происходившие в период пребывания Рейгана у власти, были весьма противоречивы. С одной стороны, темпы образования новых компаний резко возросли, с другой – показатель банкротств, например, в банковской сфере был максимальным за весь период с 30-х гг. В целом изменения, происходившие в экономике страны, были весьма бурными. Ликвидировались неконкурентоспособные предприятия, проходила технологическая перестройка промышленности, иностранный капитал еще более активно пошел в американскую экономику. Это был период крупных структурных сдвигов в хозяйстве, что в принципе характеризует «здоровый» экономический рост. Под влиянием экономической программы Рейгана экономика США после почти семилетней стагнации пережила период самого длительного в истории страны экономического подъема в мирное время (более длительный подъем был достигнут в США только в 90-е гг. ХХ века).

В США до сих пор дискутируют о значении и последствиях «рейганомики» для экономического развития страны. Так, бывший член Совета экономических консультантов при президенте Рейгане Уильям Нисканен полагает, что реформы сорокового президента США при всей их значимости вряд ли можно назвать экономической революцией. Несмотря на первоначальные планы, ни одно государственное ведомство при Рейгане не было упразднено, не удалось существенно уменьшить и государственные расходы.

Тем не менее долговременный эффект «рейганомики», безусловно, присутствует. Главное ее достижение – это, думается, наряду с очевидным улучшением основных макроэкономических показателей возрождение предпринимательского духа, усиление приватизационных и рыночных процессов в экономике, в том числе в сферах, бывших прежде безусловной прерогативой государства. Важно, что курс Рейгана был по большинству позиций поддержан (несмотря на оппозиционную политическую риторику) и пришедшей к власти в начале 90-х гг. администрацией Клинтона. Это прежде всего курс на экономное и эффективное государство, на ограничение инфляции, на разумное налогообложение. Фактически реформы Рейгана положили начало заметному сближению позиций демократов и республиканцев по ряду ключевых политических и экономических проблем, реальному консенсусу республиканской и демократической партий по многим важным вопросам социально-экономической политики страны. Сегодняшний экономический курс президента Дж. Буша-младшего весьма напоминает осовремененный ремейк «рейганомики» – сокращение налогов, рост военных расходов, но при этом расширение ряда социальных программ. Таким образом, история повторяется, но на новом этапе. Это и есть вклад «рейганомики» в будущее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
487
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
477
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
774
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
406

Другие новости