0
20201
Газета Расследования Интернет-версия

29.03.2004 00:00:00

Дурная слава Санкт-Петербурга

Тэги: петербург, криминал, история


Сотрудники Санкт-Петербургского уголовного розыска обезвредили банду наемных убийц, которая совершала громкие убийства в Северной столице в течение последних пяти лет. На счету киллерской «бригады», состоявшей из пяти человек, десятки преступлений. Банда не принадлежала ни к одной криминальной структуре и не признавала никаких преступных организованных группировок, а выполняла «ликвидационные заказы» исключительно по коммерческим соображениям. Зачастую киллеры убирали влиятельных людей, враждовавших между собой. Первым обычно получал пулю в голову тот, за убийство которого платили раньше или больше.

Подробности работники милиции не разглашают в интересах следствия. Но корреспонденту «НГ» удалось узнать, что на допросах члены банды сознались в убийстве 25 мая 2003 года в центре Москвы «смотрящего» по Санкт-Петербургу Константина Яковлева, более известного под кличкой Костя Могила, по слухам являвшегося членом «семьи» экс-губернатора Владимира Яковлева. Тело Константина Яковлева доставил в Санкт-Петербург друг умершего вор в законе Андрей Мироедов (Мирыч). Он же организовал отпевание в Александро-Невской лавре и похороны на Северном кладбище. Спустя три месяца та же банда киллеров совершила покушение и на Андрея Мироедова, но он чудом остался жив. На счету банды убийц уничтожение генерального директора предприятия «Тингс» (компания занималась поставками нефтегазового оборудования) Рустама Равилова, соучредителя ночного клуба «Голливудские ночи» и по совместительству члена «тамбовской» преступной группировки Георгия Позднякова, криминального авторитета Виктора Слоки (Вити Мурманского) и многих других.

С ликвидацией опаснейшей банды киллеров, как считают многие наблюдатели, Санкт-Петербург навсегда избавится от клейма «криминальной столицы». Кстати, эта дурная слава на поверку оказывается весьма надуманной и несправедливой.

Северная Пальмира всегда слыла спокойным, элегантным и интеллигентным городом и до начала 90-х годов не представляла особого интереса для воротил черного рынка, так как до 80% всего незаконного финансового оборота приходилось на Москву. Когда развалился Советский Союз, а прибалтийские республики получили независимость, через Санкт-Петербург пошли значительные экспортно-импортные потоки. Тогда-то сюда и устремились бандиты из многих регионов России.

К крупнейшим местным мафиозным кланам относят «малышевскую» преступную группировку. В 1992 году она насчитывала до 3000 активных членов. Специализировалась на «разводках» и «кидках», занималась обеспечением «сопровождения» коммерческих контрактов. Сегодня «малышевское» сообщество уже не такое крупное, как раньше, но до сих пор контролирует, в частности, нефтеперерабатывающий бизнес, некоторые предприятия металлургического комплекса и торговли.

Одной из первых в Северной столице возникла «тамбовская» преступная группировка. Свое название она получила по имени родного города ее лидера Владимира Кумарина. Первое время группировка занималась рэкетом, вымогательством. Но «тамбовцы» одними из первых стали развивать легальную сторону бизнеса, внимание уделялось банковскому делу, строительству, энергоносителям. Многие лидеры стали владельцами фирм, влиятельными фигурами в мире бизнеса. Сообщество разрослось численно и укрепилось деловой, финансовой инфраструктурой. Во второй половине 90-х «тамбовцев» можно было сравнить с холдингом, который имеет самостоятельные подразделения, специализирующиеся на разных видах деятельности. Когда в 1996 году Владимир Яковлев выиграл губернаторские выборы у Анатолия Собчака, в Питере поговаривали, что спонсорами нового градоначальника были те самые «тамбовцы». А генерал-лейтенант милиции Анатолий Пониделко, будучи начальником ГУВД Санкт-Петербурга, в 1998 году даже передавал губернатору Владимиру Яковлеву список из 12 сотрудников Смольного, связанных с «тамбовцами». Сегодня «тамбовцы» контролируют в городе на Неве топливно-энергетический комплекс, мясоперерабатывающую промышленность, операции с недвижимостью, металлоемкие предприятия.

Еще одно известное преступное сообщество в Северной столице – «казанское» – не является единой организацией с одним лидером, а состоит из нескольких самостоятельных группировок, время от времени вступающих в кооперацию. Группировки действовали по «вахтовому методу». Приезжали в Санкт-Петербург, совершали разбои и грабежи, после чего скрывались на территории Татарии. Сегодня контролируют предприятия по оказанию ритуальных похоронных услуг, торговлю наркотиками. Некоторые группировки проявляют интерес к банкам, гостиничному бизнесу.

В городе на Неве насчитывается еще несколько десятков различных преступных сообществ. Среди них наиболее заметные: группировка Павла Кудряшова (Кудряша), контролирует импорт алкогольных напитков, «комаровская» группировка, лидер Юрий Комаров (Комар), контролирует автотрассу Санкт-Петербург–Выборг, процесс перевозок и всю дорожную инфраструктуру: рестораны, кафе, гостиницы, ремонтные мастерские. Азербайджанское преступное сообщество контролирует городские рынки, ряд гостиниц и ресторанов┘

Словом, криминала в Северной столице хватало и хватает, с этим никто не спорит. Но на сегодня большинство членов преступных группировок обрели вечный покой на Южном кладбище, другие находятся за решеткой, третьи – спасаясь от правоохранительных органов и «братвы», ударились в бега за кордон. Часть оставшихся в живых и на свободе ушли в легальный бизнес. На лидера «тамбовцев» Владимира Кумарина было совершено покушение в 1994 году. «Мерседес», в котором он ехал, был изрешечен из автомата Калашникова. Водитель и телохранитель погибли на месте, а его с многочисленными ранениями в живот, голову и грудь доставили в больницу. Месяц Владимир Кумарин находился в коме, но остался жив, ему ампутировали руку. После выписки больной уехал на длительное лечение в Германию, а затем в Швейцарию. Сегодня Владимир Кумарин является вице-президентом Петербургской топливной компании, правда, он сменил фамилию, и зовут теперь его Владимир Барсуков.

Да, преступность в Северной столице существует и представляет серьезную проблему для правоохранительных органов. Но при внимательном рассмотрении проблемы становится ясно, что криминализация Петербурга происходила так же, как и в других крупных городах. Рычаги и инструменты контроля над экономикой и обществом, упущенные государственной машиной, взял в свои руки криминалитет. Позже оргпреступность из конфедерации бандитов и вымогателей выросла в союз чиновников и криминализованных бизнесменов. Все «как у других», как во всей стране. Тем не менее Санкт-Петербург все-таки нарекли «криминальной столицей». С чего вдруг?

Да, были громкие убийства. Расстреляли вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича, председателя совета директоров банка «МЕНАТЕП СПб» Дмитрия Филиппова, депутата Госдумы РФ Галину Старовойтову, президента Балтийской финансово-промышленной группы Павла Капыша, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Новоселова. Но даже и по числу заказных убийств город на Неве никогда не значился в лидерах. А в целом по уровню преступности занимал в России, по разным данным, 31–35-е места.

Ирина Хакамада, да и не только она, высказывала мнение, что придание Санкт-Петербургу статуса «криминальной столицы» связано с командой тогдашнего губернатора Владимира Яковлева, которая была не совсем свободной в своих решениях, имела некие обязательства перед разными группировками. Город был повязан некими тайными договоренностями, прозрачной системы распределения ресурсов не было. В числе причин криминализации культурной столицы России тогдашний заместитель главы МВД РФ Петр Латышев назвал «бессилие власти» и обратил внимание, что криминализация города усилилась с приходом к власти губернатора Владимира Яковлева. Но хозяин Смольного выступил с ответной речью, в которой отметил, «что губернатор не должен нести ответственность за криминальную ситуацию в городе, поскольку это дело правоохранительных органов».

С приходом Владимира Путина в Кремль столичные телеавторитеты перестали произносить в эфире словосочетание «криминальная столица», ставшее неприличным. Президент России не мог быть выходцем из «самого бандитского города России». Так же неполиткорректно стало считать Санкт-Петербург криминальной столицей России после того, как губернатором города стала поддержанная президентом Валентина Матвиенко. Но самое главное, аналитики стали более объективными и начали признавать, что питающая финансами криминалитет экономика сформирована не в городе на Неве и не по питерским предписаниям. И если уж искать по стране криминальную столицу, то не придется выезжать за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1151
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1591
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1179
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
989

Другие новости