0
2558

16.11.2000 00:00:00

Померанцев, миртов шепот

Тэги: померанцев


Процитируем для начала самого Померанцева - пассаж из сборника эссе "По шкале Бофорта": "Поэзия и радио живут в одной стихии - воздушной. В радиоремесле меня больше всего волнуют звуки, их чередование. Эти звуки могут быть и словами, но необязательно: радиоязык шире, богаче, полнозвучней любого языка. Драма, драматизм рождаются на радио, когда звуки сталкиваются, дают друг другу пощечины, трутся носами. Лично мне неинтересно описывать культуру. А вот создавать, склеивать, выдувать культуру - работа захватывающая".

Поэзия Игоря Померанцева - явление в русской словесности неординарное. Померанцев в современной русской поэзии - что называется, outstanding: сравнивать не с кем. Большинство его стихотворений написано верлибром, но опять же - верлибр дело распространенное, а вот из чего "выдувает" свои стеклянные фигурки наш герой - надобно еще разобраться. Мне, например, кажется, что стихотворная форма-содержание Померанцева есть плод а) его многолетней работы с эфиром; б) его юности, которая прошла "на перекрестке лингв" - в Черновцах и в) его разнообразного опыта в рамках европейского общества.

Мир в категориях

Эмиграция Игоря Померанцева (как и Петра Вайля, скажем в скобках) - из этого разряда: услышать-увидеть мир, попробовать его на вкус, отхлебнуть, ощутить послевкусие. Проверить, так ли обстоит дело, как описано у классиков - и хороши ли устрицы под белое вино на фоне трамвая "Желание".

Но если Вайль дегустирует мир в категориях большой культуры - примеряет Вагнера, проверяет Палладио, тычет вилкой в фуагра, как Дюма, - то Померанцева большая культура в категориях оперы-картины-спектакля-собора не интересует. Неповторимые ситуации и совпадения, которые предлагает тесный цивилизованный мир, - вот его конек. Недаром Вайля мы встречаем в столицах мира, напичканных классикой, а Померанцева - на его задворках: поскольку только на задворках Европы еще можно влипнуть в историю.

Померанцев пишет верлибры - но ведь именно "неординарная" конструкция верлибра лучше всего подходит для описания "неординарных" ситуаций. Рифма, метр слишком культурны, слишком перегружены для нашего поэта - недаром его рифмованные стихи кажутся искусственными, как у Набокова. А вот там, где нужно начинать с нуля и самостоятельно осваивать новое пространство, - там Померанцеву нет равных:

Спьяну сказал едва знакомой аспирантке:
"Этот конференц-зал никуда не годится. Здесь
ни обнять, ни поцеловать".
Утром подумал и решил, что это и есть
единственно точный критерий
пространства:
можно в нем обнять, поцеловать или нет.
Вечером принес аспирантке извинения.*

(Дело с аспиранткой, между прочим, имело продолжение - полистаем книги, поищем: ага, вот и она - попалась птичка):

Я поцеловал ее, ну раз пять с половиной.
И всякий раз она скашивала глаза
и превращалась
в птицу: мол, это уже не я, отношения
к этому
не имею...
С тех пор на вопрос: "Целовал ли ты птицу?"
я обычно
отвечаю утвердительно.

Эфир без морали

Это "пять с половиной" очень характерно для Померанцева. Не шесть, не пять, а где-то посередине: чтобы не как у всех, а с половиной - да еще применительно к птице. У Померанцева вообще пруд пруди в стихах разных насекомых и пернатых тварей - их неодушевленная гармония, их аморальное и бессмысленное совершенство формы иногда кажутся куда ближе нашему поэту, который однажды сравнил: "Поэзия - это летучая мышь, на которую навели фонарик".

Но - обратно к радио.

Стихи Померанцева - это графическое воплощение работы с эфиром. Переносы строки - что паузы, буквы - шорох пленки, шрифт - тембр голоса, знаки препинания - его модуляции. Поэзия Померанцева - это и есть апофеоз эфира: неосязаемости, эфемерности, воздушности. Поэзия Померанцева - это поэзия профессионального слухача (во всех смыслах этого слова - поскольку на русском можно слышать не только звуки, но и запахи, и вкус). Вот как сказал о нем по этому поводу, но совершенно в другое время поэт Иван Козлов. Помните?

Свод лазурный, томный рокот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны.

Все отношения у Померанцева - необязательны, все ситуации - непредсказуемы, но разрешимы: в общем, жизнь легка, интересна и фрагментарна, как музыкальная заставка в эфире. Каждое стихотворение - что маленький рассказик, который плывет, как кораблик, по воздуху: от уст рассказчика к уху - опять ухо! - слушателя. И никакой морали -

Во время войны спрос на мужчин в тылу
возрастает.
Даже подростки и инвалиды пользуются
успехом
на переднем крае в тылу.
О, Марс!
Ниспошли войну на нашу провинцию
и назначь меня
не претором,
не квестором,
но подростком!

Но эфир только довершил дело - работая на радио, Померанцев отшлифовал то, что сложилось гораздо раньше: в Черновцах.

Черновцы, где учился наш герой, - место уникальное. "У моего города было сразу четыре имени: австрийской Чйрновиц, румынское Черноэцы, украинское Черновицъ, довоенное русское Черновъцы. Стоило выйти на улицу, и твой слух продували сразу несколько языков и наречий, добавьте к помянутым выше идиш, гуцульский, польский" - все оттуда же, из "Шкалы Бофорта". Когда я пытаюсь понять, откуда у Померанцева эта немецкая прозрачность смысла - а стихи Померанцева чудовищно прозрачны, и нет в них ни одного темного места, кроме специально оговоренных, - я всякий раз вспоминаю, что он несколько лет провел в городе, который век с лишним принадлежал австриякам. Расцвет венского модерна коснулся и этой провинции - до сих пор центр города поражает своей небольшой, но очень концентрированной модерной застройкой. А вот померанцева поэтическая умудренность - это уже от поляков. Ну и украинское полнокровие языка не забудем.

И тамошний университет.

В советское время филфак в Черновцах считался передовым. Там преподавали знатные профессора, и - черт его знает! - уже самый воздух, напитанный европейскими ветрами, был на руку начинающему поэту. Ведь только с 1944 года Черновцы стали советскими! А до этого - действительно сплошной промискуитет: Австрия, Румыния, Россия.

Не исключено, что именно благодаря этим чудодейственным свойствам воздуха и пейзажа Игорь Померанцев сложился тем поэтом, которым его знают: тайным холериком и явным эстетом, чувственным эротоманом и деликатным аристократом. Чувственность и эстетизм перемешались в его стихах - как фруктовый колорит с венским модерном. Как стоический американский верлибр в духе Чарлза Симика - и фейерверк "лианозовской школы".

Вот ведь - тоже непонятно: откуда? Откуда в Черновцах эта игра слов, эти словосочетания, эта смысло- и звукопись? Кто, скажите мне, мог наплести нашему поэту об опытах Холина или Сапгира - в те-то лохматые, семидесятые? А может быть, все дело опять же в смешении стилей, которым было пропитано это сказочное срединное пространство, где говорили на всех языках сразу?

Но если в самом деле
человек,
как Волга,
впадает в детство,
то что же я буду бормотать:
Биба? Сабо? Паркуян?..

Многие стихотворения Померанцева прорастают именно что из абракадабры. Они существуют только потому, что поэту нравится, как звучат слова "зоотехник", "землемер", "топограф", "маркшейдер", - и любопытно, на кого будет похож японец, если прищурится, как в том анекдоте: на уйгура? камчадала? лоураветлана?

Или, может быть, на крота?

Чернобровая, кареокая

Да-да-да: мало того, что Игорь Померанцев - самый эстетский поэт, он еще и самый эротичный из современников. Эротика - это ведь готовый сюжет: обмен взглядами, трепет ресниц, полуслово, жест, намек, одним словом, драматургия.

Только у Померанцева в стихах так много соблазна, неги и трепета. Только у него в стихах так тесно от двусмысленностей, когда

на фоне дымчатого женского плеча чернело
плечико бутылки
или наоборот:
в зависимости от того, сидели мы
или лежали.

И опять же - все оттуда, из-под южного солнца, куда мысленно возвращается наш герой:

Молодой учитель записывает
в дневник ученицы:
"Орыся - хорошая, послушная девочка.
Спасибо за
воспитание.
Задумывается, зачеркивает.
"Орыся - чернобровая, кареокая. Спасибо.
Зачеркивает.
"Орыся, тебе нужны дополнительные уроки.
Придешь?"
Зачеркивает.
"Орыся..."
Так я начал писать стихи?

Признаемся: в современной русской словесности Померанцев чуть ли не единственный после Северянина поэт, который умеет сохранить в стихах эротическую галантность и брачный обряд.

И в этом я вижу бесспорную заслугу поэта перед русской поэзией, которая сто с лишним лет говорила о любви или слишком абстрактно, или чудовищно конкретно. Иными словами, в русских стихах мы всегда имели дело или с клятвенной риторикой, или с порнографией. Среднего - волнующей ткани любви, ее предчувствия и озноба - в русской поэзии толком не было, разве что у Бунина да у Набокова: и то в прозе. А тут - пожалуйста:

Знаете,
меня интересует
ткань любви,
ее, ткани, непрочность.
Есть такие ярлычки на одежде:
стирать только руками
или
гладить утюгом до 40╟.
Да, гладить руками,
но избегать перегрева, тем более
не доводить до каления.
Нет, правда,
Вы меня не интересуете,
хотя и волнуете.
Но вот ткань, ткань...

Ничего не названо своими именами - но как трепетно: не правда ли?

ПУПОК В КРАСНОМ ИЛЕ

Но Игорь Померанцев - еще и самый "винный" поэт нашего времени: Дон Кихот от вина в тотально водочной стране, который пытается приучить нас к цивилизованному возлиянию. Ведь что мы имели? Несколько поколений русских поэтов, которые тоскливо пели только об одном: о последствиях, о похмелье. А Померанцев, будучи еще и профессиональным винным критиком, учит нас поэтике средств. То есть самому процессу: винным переливам цвета, терпкому запаху пробки, смуглым покатостям бутылки.

Аромату округлостей. Влажности изнанки. Прохладе испода. И нутряному теплу.

Собственно вино - это ведь и есть материализованная поэзия: тут тебе и жанр - белое-красное, и стилистика - регионы-страны, и поколение - год урожая, и образные средства - букет-послевкусие. Да что там! Тут есть даже эротика - говорим же мы о таком понятии, как "тело вина", применительно к напитку.

В самом деле, настоящий винный критик говорит о вине, как о стихах. Замените термины дегустатора на термины литературоведа - зазвучит, как профессиональный разбор одного, отдельно взятого стихотворения.

Вот этим и воспользовался Померанцев для своих поэтических нужд. После эротики вино стоит на втором месте по сюжетообразующим возможностям в его стихах. А вот и сам автор - глядите! - маячит рядом, отражаясь в стенках бутылки: "осторожная поступь, туго натянутая кожа от угла глаз до виска, на лбу печать НЕ КАНТОВАТЬ, пупок в красном иле" (из книги "Красное сухое").

В стихах Померанцева вы не найдете ни одного общего места - они всегда чудовищно конкретны: где, когда и в каком часу попал автор в ту или иную ситуацию и чем дело кончилось.

Та или иная ситуация - чем бы она ни разрешилась - не имеет, повторяю, в стихах Померанцева никакой моральной подоплеки. Иными словами, мы думаем о ней вместе с поэтом не в категориях этики, а в категориях эстетики и удовольствия: не кровный интерес, а степень волнения нам любопытна. Насколько красивой была походка брошенной женщины? Каким был шарф на герое, когда он договаривался с проституткой? Куда все исчезло? И так далее.

ФАТАЛИСТ С AMERICAN EXPRESS

В современной русской поэзии Померанцев - еще и первый по-настоящему обеспеченный поэт. Что это дает поэту? Правильно - свободу перемещений в пространстве, поскольку, имея деньги, ты в любой момент можешь свалить в Андалусию за вдохновением или в дорогой ресторан за бутылкой риохи. Чем это грозит? Правильно - проблемой выбора, которая занимает большую часть мыслей обеспеченного гражданина в буржуазном - читай, высокоразвитом - обществе.

Обеспеченный человек перед лицом выбора - тот же фаталист: мир дорогих вещей настолько разнообразен, что в итоге потребителю приходится доверяться судьбе. Обеспеченный поэт, сталкиваясь с миром услуг и возможностей, автоматически учится видеть следы судьбы в результатах собственной обеспеченности. Так что поводов для лирического высказывания у него не меньше - а может быть, даже больше, - чем у поэта-клошара:

Вот тема,
чуждая бедным.
Их, бедных, тема:
раздел квартиры.
А у богатых
много вариантов.
Возьмем хотя бы
выбор домов.
Как мучится,
мечется богатый:
с видом на Темзу?
На газон?
На белые скалы Дувра?
Как трепещет
душа богатого,
как фатален
ее выбор.
Как часто
ловлю себя
на чувстве:
я - не беден.

ИСТОЧНИК ДОХОДОВ

В стихах Померанцева нет места истерике.

Вернее, Померанцев чудовищно истеричен - но, как любой аристократ от поэзии, он умеет преобразовать истерику в эстетику: и тем любезен сердцу.

С ним не поговоришь по душам: не его это дело, лезть с откровениями - или слушать исповеди, проповеди или отповеди. Он - человек ритуала, жеста, звука, паузы. Они скажут о нем и о его поэзии куда больше, чем любые откровения. Он не скрывает эмоции, а умеет моментально преобразовать их в артефакты. Поэтому философии он предпочитает географию, слову - звук, а символу - знаки:

Красивые такие кругляшки
на бумаге, на скатерти
от молдавского,
иногда грузинского
оставлял отец,
даже на газетах,
да, на сосновом
кухонном, на дубовом
в кабинете,
где стояла машинка,
след остался
в памяти от отца:
отпечаток круглой,
винной души его.
Узнаваемей, чем
почерк или подошва.

Tаким остался

В пику вязкому провинциальному хронотопу Померанцев предпочитает жить во времени, разбитом на отрезки; мир Померанцева фрагментарен, как пейзаж за окошком евроэкспресса - а само время у него давно купажировано в особые корпускулы: что-то вроде винных бутылок, для которых наш поэт подгоняет стихотворные пробки, чтобы не протекало.

Для Померанцева-поэта времени как будто не существует: в рамках его стихотворений умирают люди, уходят женщины, вырастают дети, но сам герой никак не эволюционирует: каким ты был, таким остался! Перед нами - просто череда кадров: и главный герой, человек без возраста, навсегда застрявший в понятии middle age.

Вы скажете, что сбалансированная форма верлибра диктует поэту мир без надрыва и времени - и будете правы. Просто Померанцев больше других заинтересован в этой форме, поскольку данная форма - это и есть его идеология: идеология антиклимакса и цивилизованного эгоизма, сдержанной чувственности и зрелой инфантильности.

В сущности герой Померанцева - это вечный подросток, который хочет только одного: чтобы все его любили. Но любви, само собой, не получается - и тогда наш герой объясняется в чувстве к насекомым, чья красота грациозна, функциональна и самодостаточна:

Почему стрекозы?
Да потому,
что их смысл прозрачен.
Потому,
что они на зависть мухам и бабочкам
перелетают моря,
ловко подогнув длинные ноги,
покрытые щетинкой
и увенчанные трехчленистыми лапками.

Красота, функциональность и самодостаточность - это ли не мечта любого поэта?

Кода

Но акцент все же следует сделать на другом. На том, что творчество Померанцева по отношению к русской поэзии терапевтично и поучительно.

Да-да-да: в своих стихотворениях Померанцев пытается излечить русскую поэзию от ее вечных болезней - "клаустромании", сиречь замкнутости на себе и своих болячках - и клаустрофобии, то есть стремлению объять необъятное и научить весь мир, как ему жить дальше.

Поэзия Померанцева учит видеть повод к лирическому высказыванию там, где русские поэты обычно опускают перья: в зрелом цивилизованном быту, в его сюжетах и фатальных столкновениях, в чувственности, превращенной в ритуал. То есть тому, чем занимаются лучшие евро-американские современные поэты, которым так не хватает той эмоциональности, которая свойственна нашим поэтам - и Померанцеву в частности.

Ну а мир по-прежнему разнообразнее, чем все, что мы можем о нем сказать. И этот источник удивления, уж будьте уверены, никогда не иссякнет:

Ах, вот оно что!
Конечно, помню, как в тот вечер
вместе с Манолисом
и его сестрой Мелиссой мы вырвались
из бензинового
чада Афин в таверну под апельсиновыми
деревьями
и, наконец, глотнули воздуха.
Помню, как Манолис ловко вытирал жирные
от оливкового масла губы лепешкой,
а после бросил
ее нищему, и тот взмыл на седьмое небо.
Тогда-то Мелисса и сказала, что уходит
от Димитриса,
а после несколько раз коснулась
моего подбородка.
И вот теперь, полжизни спустя,
в примечаниях к "Медее"
Эврипида я читаю - так вот оно что! -
"прикосновение
к подбородку собеседника - жест
умоляющих".
Где же была моя чуткость, тонкость?
Да какой же я поэт после этого?

Читая Померанцева, я всякий раз думаю: что напишут отечественные поэты, если их переселить в какую-нибудь Лозанну и дать пенсию, чтобы на все хватало?

В том-то и дело, что ничего.

А вот Померанцев нашел способ проживать и описывать эту действительность на русском языке.

Оказалось, что и на русском можно писать, как все эти англичане-американцы: только у Померанцева все это выглядит полнокровнее, что ли. Вкуснее - вот как.

Европейская поэзия давно сделала выбор в пользу верлибра - поскольку в этом жанре фрагментарный, старый, исписанный до дыр мир удобнее всего укладывать в строчки. Игорь Померанцев, будучи по всем параметрам европейским, цивилизованным поэтом, сохраняет свою уникальную особенность: голос. Он пишет почти на гране прозы. Но - и это гораздо ближе к истине - его стихотворная проза записана с голоса: как на радио, с паузами и шорохом эфира. И в этом ее безусловная лирика, когда ты один на один с собственным голосом, который по ходу пленки превращает прозу в поэзию:

...проводив ее и вернувшись, он заметил,
что стульчак
в уборной опущен - да, верно, она
сюда заходила, -
и поймал себя на чувстве, которое, пожалуй,
можно было бы назвать
нежностью.

Нежности и жалости - а значит, зрелости - вот чему учат стихи Померанцева: бродяги и виночерпия, который разбавляет вином жизнь, которая - увы-увы - давно катится под горку.

Да и где теперь тот жаркий малоросский полдень? его цвет граната под венским модерном? и та Орыся, кареокая и черноглазая?

Голос, язык и память - вот и все, что нам остается: до тех пор, пока не зашуршит в полумраке розовый ракорд.

* Редакция приносит свои извинения: по техническим причинам мы были вынуждены немного "исказить" строфику поэта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2104
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3148
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2474
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2483

Другие новости