0
3361
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

01.06.2017 00:01:00

Конкурентны ли инвалиды в большом искусстве?

Елизавета Авдошина

Об авторе: Елизавета Владимировна Авдошина – обозреватель отдела культуры «НГ».

Тэги: фестиваль, другое искусство, псков, особые люди, театр, общество, культура


фестиваль, другое искусство, псков, особые люди, театр, общество, культура Воспитанники "Упсала-цирка". Фото Андрея Кокшарова, предоставлено пресс-службой ТКД Пскова

Второй год подряд по инициативе администрации Псковской области и объединенной Театрально-концертной дирекции города весной проходит фестиваль «Другое искусство», на него приводят и привозят выступать и участвовать детей и взрослых людей, о которых принято говорить «особые». Аутисты, дети с синдромом Дауна, люди с ментальными и физическими нарушениями.

Только недавно в России как альтернатива безвыходным во всех смыслах закрытым интернатам стали появляться центры лечебной педагогики (такой есть во Пскове), которые стали заниматься с детьми и взрослыми творчеством, искусством, развитием. Потому что поверили, что такие дети и даже сформировавшиеся, хоть и проблемно, взрослые способны не только начать учиться, но и творить. В это верят до сих пор немногие.

Бросается в глаза разница в восприятии проблемы у нас в России и в зарубежных странах. И то, как ставится вопрос – что есть искусство по отношению к людям, у которых пожизненный диагноз слабоумия или физического недуга, сковывающего тело? На псковский фестиваль пригласили специалиста из Швеции, которая рассказывала об опыте своей культурной организации (Share Music Sweden), заточенной на новаторские художественные проекты, где исполнители с разными возможностями и опытом встречаются и работают вместе. То есть инвалиды могут прийти в компанию и начать заниматься с режиссерами, музыкантами, актерами, и после репетиционного времени они становятся частью постановки – оперы, драмы, своеобразного синтетического балета. Государственные учреждения культуры принимают для проката эту продукцию (например, Гётеборгская опера, Шведский духовой оркестр), а компания платит «особым людям» гонорар за выступления на гастролях. Их лозунг формулируется так: «Поддержка и укрепление возможностей людей с особыми потребностями в обществе при помощи художественных средств выражения».

Теперь посмотрим, каковы российские задачи по решению проблемы, это видно даже по описанию цели проводимого фестиваля: «формирование уважительного отношения общества к гражданам с инвалидностью и их социокультурная интеграция с помощью искусства». То есть профилактическая работа с обществом, создание той самой толерантной и доступной во всех смыслах среды – это для России миссия первостепенной важности, которая только начинает реализовываться. В то время как в Европе, ориентированной на права человека, внимание усиленно обращено к личности. «Государства обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к развитию личности, талантов и творчества инвалидов; к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества» (резолюция от 2006 года). Развивать свой потенциал и обогащать общество – вот что в идеале дается человеку, на котором ставят крест еще в детстве.

Круг II
Сцена из спектакля театра "Круг II".
Фото Андрея Кокшарова,
предоставлено пресс-службой
ТКД Пскова

На той же встрече в рамках «Другого искусства» был показан в присутствии особых подростков фильм, который снял инвалид в Швеции. Восьмиминутная картина в темных строгих тонах, по-европейски лаконичная, ее герои (и особый «режиссер» в главенствующей роли) раскрывали себя и свою индивидуальность в коротком танце, а сидя вместе за офисным столом, окаменело молчали. Фильм-реплика о том, что люди с физическими и ментальными отклонениями не плетутся в хвосте общества, а могут выступать как его лидеры. Показанное кино вызвало бурю чувств… негативного свойства. Бойкая калининградская дама вступилась за своих «психбольных», как она их ласково назвала. «Что за депрессуху вы им показываете? Мы с детьми (молодые люди 20 лет. – «НГ») ставим яркие сказки с красочными костюмами! Может быть, в вашей стране все хорошо, поэтому вы такое показываете? И вообще. Не трогайте психбольных, они даже по-русски не все разговаривают, а вы им по-английски!» – долго не унималась доблестная педагог, желая прекратить выступление иностранки.

На фестивале «Другое искусство» хедлайнерами были приглашены интегрированные (обычные актеры плюс необычные люди) театральные студии, которые специализируются на том, что в Европе давно стало нормой жизни – давать инвалидам не только равные права потребления, но и самовыражения. Это московские «Круг» и «Круг II» и петербургский «Упсала-цирк». Они прошли путь от творчества как формы реабилитации до уровня, когда коллектив становится профессиональным и интересным зрителю. Но, как говорит Андрей Афонин, руководитель театра-студии «Круг II», «только тогда можно говорить о творчестве, которое переходит в искусство, когда человек становится рефлексивным». В спектакле «Круга II» «Забытые сказки» обыграна инаковость: актер с искривленным позвоночником и горбом играет Фомку Беренникова – богатыря, который так отличался в обычной жизни и выпадал из нее, чем несказанно мучился, что решил пойти в богатыри и оказался сильнее прославленных Алеши Поповича и Ильи Муромца. Театр с помощью фольклорных образов и культурных кодов в иллюзорном, выдуманном пространстве старается дать увидеть желаемое восприятие личности, ее заброшенного потенциала, ее нераскрытого внутреннего мира.

Особые люди – это особая эстетика, которая отрицает традиционное понимание красоты. Такое искусство существует не для того, чтобы зритель пожалел «инвалида», нужно понимать и принимать эту новую эстетику, сегодня это тоже не всем удается. До сих пор ведутся споры, особенно на фоне очередной моды на социальные и благотворительные проекты – нужен ли в большом искусстве, к примеру, социальный театр? Имеет ли этот жанр отношение к искусству? Собственно, в этом и разбираются единичные институции. А еще выполняют уникальную для России функцию творческого трудоустройства людей «в ситуации инвалидности». То, на чем в Европе построена система поддержки таких людей – дать человеку, как и любому другому, пребывать в коллективе и трудиться, вернуть утерянный смысл жизни.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
632
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1313
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1145
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2193

Другие новости