1
3661
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

11.08.2017 00:01:00

Медлительных чиновников поторопят штрафами

В России пытаются решить проблему проволочек с оплатой по госконтрактам, которая уже стала привычной

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности (Владивосток).

Тэги: госзакупки, госзаказчики, просрочки, платежи, закон, госконтракт, нарушения


госзакупки, госзаказчики, просрочки, платежи, закон, госконтракт, нарушения Фото Gettyimages

Сфера госзакупок привлекает своей стабильностью и объемами как бизнесменов, так и некоммерческие организации, которые существуют за счет так называемой деятельности, приносящей доход. Однако госзаказчики бывают довольно неповоротливыми из-за бюрократических и бюджетных ограничений, поэтому исполнителям нередко приходится слишком долго, до года, ждать оплаты выполненного контракта. В итоге образовавшие долги приводят к задержкам зарплат и налоговых отчислений, тем самым мультиплицируя негативный эффект и переводя его в социальную плоскость.

Согласно исследованию «Coface Россия», более 80% из 300 опрошенных компаний сталкивались с проблемой просрочек по платежам. При этом треть респондентов сообщила об увеличении просрочки и намеренной задержке оплаты заказчиками. Кроме этого, госкомпании не платят авансов (с 1 апреля по 26 позициям), что требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для их участия в госзакупках.

А по данным Генпрокуратуры России, объем задолженности госзаказчиков исчисляется десятками миллиардов рублей. Основными причинами этого называются нецелевое использование средств и превышение заказчиками бюджетных лимитов при подписании контрактов (что противоречит Бюджетному кодексу РФ). Не искоренена порочная практика включения в договоры пункта, по которому заказчики не несут ответственности за невыплату денег в срок.

Для решения рассматриваемой проблемы был издан Федеральный закон от 26.07.2017 № 189-ФЗ, устанавливающий с 6 августа административную ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в том числе за непредоставление предусмотренного контрактом аванса. За это чиновников могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. руб., а при повторном нарушении и вовсе дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет. Предполагается, что штрафные меры позволят минимизировать риски бизнесменов и дисциплинировать заказчиков.

Впрочем, с 1 мая действует Федеральный закон № 83-ФЗ, устанавливающий конкретные сроки оплаты товаров (работ и услуг). Во-первых, по контрактам с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО) оплата должна быть произведена в течение 15 рабочих дней. Во-вторых, срок оплаты по всем остальным контрактам установлен в 30 календарных дней. Правда, 15-дневный срок оплаты не распространяется на СМП и СОНО, если они выступают соисполнителями по контракту. Однако правительство имеет право в отдельных случаях изменять предельные сроки оплаты товаров (работ и услуг), когда это необходимо для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Несколько любопытным моментов, касающихся оплаты, содержатся в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе, утвержденном президиумом Верховного суда РФ 28 июня. В частности, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в отсутствие контракта не дает исполнителю право требовать их оплаты. Стороны по госконтракту не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение его цены более чем на 10%. Данное условие является ничтожным, если иное не следует из закона.

Деньги, внесенные предпринимателем в качестве обеспечения исполнения госконтракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств или по истечении гарантийного срока. Однако в случае несвоевременного исполнения госконтракта обеспечительный платеж может быть удержан заказчиком лишь в объеме его имущественных требований к исполнителю. Cумма, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения.

Ну и, наконец, госконтракт,  влекущий нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, а следовательно, посягающий на публичные интересы, права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Между тем сложности с оплатой госконтрактов могут сохраниться и впредь: чиновники будут тянуть с подписанием акта приемки исполненных обязательств, находя незначительные недостатки. Такой маневр активно практиковался и ранее. Несвоевременная оплата может быть также обусловлена задержкой выплаты со стороны Федерального казначейства либо изменением бюджетных лимитов в процессе исполнения контракта. Во всех этих случаях бизнесменам необходимо обращаться в прокуратуру, суд и в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Электронная площадка для аукционов по крабу стала объектом внимания ФАС

Электронная площадка для аукционов по крабу стала объектом внимания ФАС

Евгений Солотин

Электронная площадка для аукционов по крабу стала объектом внимания ФАС

0
1419
Для обороны и безопасности создается военный Интернет

Для обороны и безопасности создается военный Интернет

Независимый Рунет – не изоляция России, а защита на случай войны

0
1337
Госдума одобрила законопроект об ответственности экспертов за ложные заключения

Госдума одобрила законопроект об ответственности экспертов за ложные заключения

0
952
КПРФ протягивает руку Кремлю

КПРФ протягивает руку Кремлю

Иван Родин

Согласованная с системной оппозицией избирательная реформа поможет преодолеть турбулентность

0
1404

Другие новости

Загрузка...
24smi.org