1
2447
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

11.08.2017 00:01:00

Медлительных чиновников поторопят штрафами

В России пытаются решить проблему проволочек с оплатой по госконтрактам, которая уже стала привычной

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности (Владивосток).

Тэги: госзакупки, госзаказчики, просрочки, платежи, закон, госконтракт, нарушения


госзакупки, госзаказчики, просрочки, платежи, закон, госконтракт, нарушения Фото Gettyimages

Сфера госзакупок привлекает своей стабильностью и объемами как бизнесменов, так и некоммерческие организации, которые существуют за счет так называемой деятельности, приносящей доход. Однако госзаказчики бывают довольно неповоротливыми из-за бюрократических и бюджетных ограничений, поэтому исполнителям нередко приходится слишком долго, до года, ждать оплаты выполненного контракта. В итоге образовавшие долги приводят к задержкам зарплат и налоговых отчислений, тем самым мультиплицируя негативный эффект и переводя его в социальную плоскость.

Согласно исследованию «Coface Россия», более 80% из 300 опрошенных компаний сталкивались с проблемой просрочек по платежам. При этом треть респондентов сообщила об увеличении просрочки и намеренной задержке оплаты заказчиками. Кроме этого, госкомпании не платят авансов (с 1 апреля по 26 позициям), что требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для их участия в госзакупках.

А по данным Генпрокуратуры России, объем задолженности госзаказчиков исчисляется десятками миллиардов рублей. Основными причинами этого называются нецелевое использование средств и превышение заказчиками бюджетных лимитов при подписании контрактов (что противоречит Бюджетному кодексу РФ). Не искоренена порочная практика включения в договоры пункта, по которому заказчики не несут ответственности за невыплату денег в срок.

Для решения рассматриваемой проблемы был издан Федеральный закон от 26.07.2017 № 189-ФЗ, устанавливающий с 6 августа административную ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), в том числе за непредоставление предусмотренного контрактом аванса. За это чиновников могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. руб., а при повторном нарушении и вовсе дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет. Предполагается, что штрафные меры позволят минимизировать риски бизнесменов и дисциплинировать заказчиков.

Впрочем, с 1 мая действует Федеральный закон № 83-ФЗ, устанавливающий конкретные сроки оплаты товаров (работ и услуг). Во-первых, по контрактам с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО) оплата должна быть произведена в течение 15 рабочих дней. Во-вторых, срок оплаты по всем остальным контрактам установлен в 30 календарных дней. Правда, 15-дневный срок оплаты не распространяется на СМП и СОНО, если они выступают соисполнителями по контракту. Однако правительство имеет право в отдельных случаях изменять предельные сроки оплаты товаров (работ и услуг), когда это необходимо для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Несколько любопытным моментов, касающихся оплаты, содержатся в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе, утвержденном президиумом Верховного суда РФ 28 июня. В частности, поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в отсутствие контракта не дает исполнителю право требовать их оплаты. Стороны по госконтракту не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение его цены более чем на 10%. Данное условие является ничтожным, если иное не следует из закона.

Деньги, внесенные предпринимателем в качестве обеспечения исполнения госконтракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств или по истечении гарантийного срока. Однако в случае несвоевременного исполнения госконтракта обеспечительный платеж может быть удержан заказчиком лишь в объеме его имущественных требований к исполнителю. Cумма, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения.

Ну и, наконец, госконтракт,  влекущий нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, а следовательно, посягающий на публичные интересы, права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.

Между тем сложности с оплатой госконтрактов могут сохраниться и впредь: чиновники будут тянуть с подписанием акта приемки исполненных обязательств, находя незначительные недостатки. Такой маневр активно практиковался и ранее. Несвоевременная оплата может быть также обусловлена задержкой выплаты со стороны Федерального казначейства либо изменением бюджетных лимитов в процессе исполнения контракта. Во всех этих случаях бизнесменам необходимо обращаться в прокуратуру, суд и в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Жилищно-коммунальные услуги населению не по карману

Жилищно-коммунальные услуги населению не по карману

Анастасия Башкатова

Граждане задолжали по платежкам более 500 миллиардов рублей

1
11753
День в СИЗО оценен в 15 тысяч рублей

День в СИЗО оценен в 15 тысяч рублей

Екатерина Трифонова

Следователей заставят извиняться перед гражданами и лично расплачиваться за "ошибки"

1
4919
Бизнес-коррупцию Советом не искоренить

Бизнес-коррупцию Советом не искоренить

Александр Сухаренко

Создание нового регулятора вряд ли остепенит тех, кто злоупотребляет служебным положением

1
1599
Европа может предложить России изменить закон о митингах

Европа может предложить России изменить закон о митингах

Дарья Гармоненко

Страсбургский суд намерен быстрее рассматривать жалобы граждан РФ на уличные задержания

1
6505

Другие новости

24smi.org
Загрузка...