3
4077
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

23.08.2017 00:01:00

Детство на старых автобусах

Коммерческие перевозчики не хотят обновлять свои парки ради безопасности юных пассажиров

Сергей Коновалов

Об авторе: Сергей Ильич Коновалов – политолог.

Тэги: коммерческие перевозчики, автопарк, старые автобусы, возрастной ценз, детский отдых


коммерческие перевозчики, автопарк, старые автобусы, возрастной ценз, детский отдых Фото сайта wikipedia.org

В августе в России завершается летняя кампания детского отдыха. По мнению некоторых родителей, на общий уровень ее проведения негативно повлияла организация перевозок – в ряде случаев коммерческие компании выделяли детям старые автобусы, не отвечающие современным техническим требованиям. Введение законодательных мер, регулирующих детские перевозки, по инициативе все тех же транспортных компаний откладывается уже четыре года.

«8 августа моя 11-летняя дочка должна была уехать в лагерь «Мир», что на Азовском море, по путевке от собеса. Приехало три автобуса сильно старше допустимых 10 лет, раза этак в три. Пневмоподвеска одного из них сломалась, и он не мог в течение часа выехать из двора… В ГАИ выписали предписание, что детей на этой рухляди везти нельзя… В прошлом году сломанный автобус сутки простоял под Орлом с детьми…» – такими впечатлениями от летних поездок детей делятся, например, участники интернет-форума «Лига активных граждан».

С одной стороны, претензии родителей к возрасту автобусов, перевозивших детей в лагеря, подкреплены законодательством – в России с 2013 года существует предписание, налагающее запрет на организованные перевозки детей автобусами старше 10 лет. С другой стороны, на практике соответствующий пункт постановления правительства РФ до сих пор не применяется – раз в полгода его вступление в силу переносят, последняя такая отсрочка утверждена 1 июля 2017 года и будет действовать до января 2018 года. Инициаторами продления использования старых автобусов для детских перевозок выступают Министерство транспорта РФ, коммерческие компании-перевозчики и Российский союз туриндустрии (РСТ).

Введению запретительной меры в 2013 году предшествовала серия резонансных ДТП с участием автобусов, перевозивших детей на дальние расстояния. По данным ТАСС, в течение года такие аварии случались в Вологодской, Ростовской, Архангельской, Иркутской областях, Хакасии, Ставропольском крае, Республике Татарстан. В результате дорожных происшествий пассажиры получали травмы различной степени тяжести, в некоторых случаях – несовместимые с жизнью. На этом фоне ужесточение правил перевозок детей со стороны законодательства выглядело оправданным.

Противники запрета, представляющие интересы транспортных компаний, говорят о том, что возраст автобусов на уровень аварийности не влияет. «Мировой опыт показывает, что нет случаев, когда причиной аварии стал возраст автобуса», – заявил перед принятием очередной отсрочки запретительной меры глава комиссии РСТ по автобусному туризму, коммерческий директор компании «Евробус» Владимир Рабинков. Требования законодательства к детским автобусным перевозкам в РСТ называют «надуманными».

У экспертов от автопрома другие данные. «Автобусы, перешагнувшие десятилетний рубеж, независимо от марки производителя и страны выпуска, отстают от современных требований, предъявляемых к эффективности систем торможения, рулевого управления и другим элементам активной безопасности. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5–2,5 раза, что, в свою очередь, значительно увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов. Таким образом, эксплуатация старых автобусов не только приводит к высокой травмоопасности для пассажиров во время аварии, но становится причиной дорожно-транспортных происшествий из-за ненадежной работы основных систем», – говорится в совместном заявлении крупных российских автопроизводителей, распространенном в июле 2017 года.

Парк автобусов, которые используются в России для перевозок детей, стремительно стареет. Свыше 30% автобусного парка школ и около 60% парка туристических и междугородных автобусов имеют срок эксплуатации более 10 лет. По мере устаревания автобусного парка растет и число жертв среди детей-пассажиров: по данным ГИБДД, с января по май 2017 года этот показатель вырос почти на 23%. Неуклонный рост числа ДТП с участием пассажирских автобусов особо отмечал президент России Владимир Путин в ходе заседания с членами правительства 19 июля.

Необходимость отсрочки вступления в силу запрета на детские перевозки автобусами старше 10 лет сторонники инициативы объясняют тем, что компаниям-перевозчикам требуется время на обновление парков. «Принятое решение позволит субъектам Федерации и организациям-перевозчикам завершить обновление парка автобусов, которые будут использоваться для организованных перевозок групп детей», – говорится в сообщении на сайте правительства от 30 июня.

Кампания обновления автобусных парков в последние несколько лет действительно проводилась, этому способствовали и государственные программы, позволявшие экономить при покупке каждого нового автобуса около 850 тыс. руб. В прошлом году парк школьных автобусов был обновлен на 2,5 тыс. единиц. Однако частным транспортным компаниям четырех лет отсрочек для обновления парков оказалось недостаточно – сейчас доля туристических автобусов старше 10 лет в стране составляет 90%. Получается, коммерческие перевозчики вообще не инвестировали в обновление парков. Сейчас лоббисты старых автобусов, пытаясь добиться полной отмены «возрастного ценза» техники для детских перевозок, говорят также о нежелании направлять средства в ремонт уже имеющихся машин. «Когда руководитель транспортной компании знает, что ему через полгода нельзя будет машину использовать, он не будет вкладываться в ее содержание, техническое обслуживание», – заявил председатель подкомитета по туристско-экскурсионным перевозкам Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов.

По сообщениям СМИ, в регионах участились случаи, когда органы народного образования вообще «не рекомендуют заказывать автобусы для перевозки детей». Например, в Смоленской области после ряда трагических ДТП, в которых погибали дети, категорически отказались от перевозки детских групп различными туристическими агентствами, имеющими пусть и добротные, но старые автобусы.

Вернуться к рассмотрению вопроса законодательного регулирования детских перевозок правительство РФ должно в четвертом квартале 2017 года. «НГ» будет следить за развитием событий.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


Алексей Варидов 19:30 29.08.2017

Увы, для предпринимателей, которые закупают авторазвалины, нет понимания "дети" - "недети". У них понимание одно - набитый кошелек. Ездил с сыном в Суздаль на автобусную экскурсию. Автобусу более 20 лет, барахлит, трясет, воняет, кресла грязные и драные. Со времен студенчества (90-е годы) помню, на каких душегубках возили и школьников, и солдат, но понятное дело - времена были трудные. Сейчас все-таки такой треш не оправдан.

Никита Сербин 11:51 30.08.2017

Класс двоюродной сестры регулярно ездит на экскурсии. И родители часто жаловались, что автобусы старые, и дети подвергаются риску, путешествуя на таком. Но школьное руководство, похоже, в сговоре с компанией, предоставляющей устаревшую автотехнику. ясен пень, предприниматели наживаются на этом, скупая старый хлам, а ценник за услуги выставляя, будто их автопарк полон качественных современных автобусов. порочная жадность.

Роберт 11:46 01.09.2017

в позапрошлом году был в крыму. и видел, на каком ужасающем транспорте на пляж привозили детскую группу. я, буду взрослым человеком, рискнул бы сесть в такую развалюху только если бы за мной гналась шайка бандитов. а тут - дети. понятное дело, предприниматели всегда будут гнуть свою линию, но пока пассажиры будут терпеть и не проявят никакую инициативу, автопарки так и будут гнить.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org