0
4410
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

18.03.2019 18:25:00

Беспорядки в Белграде как принуждение к признанию Косово

Происходящее в столице Сербии напоминает киевский евромайдан в конце 2013 года

Олег Бондаренко

Об авторе: Олег Владимирович Бондаренко – балканист, директор Фонда прогрессивной политики.

Тэги: европарламент, выборы, сербия, вучич, беспорядки, косово


европарламент, выборы, сербия, вучич, беспорядки, косово Фото Miskov/Anadolu Agency/Getty Images

Предстоящие 26 мая выборы в Европейский парламент, даже по оценкам западных наблюдателей, могут более чем наполовину изменить состав брюссельского истеблишмента. Бывший советник Дональда Трампа Стивен Брэннон предсказывал, что «не менее 35% в совокупности могут взять представители евроскептиков и альтернативных нынешним элитам сил». Изменения предпочтений жителей стран ЕС не могут не отразиться на политике Еврокомиссии и ее персональном составе. Происходящий параллельно с этим процесс болезненного выхода Великобритании из состава Евросоюза дополняет нерадостную для нынешних элит картину. Надо торопиться показать хоть какие-то результаты, чтобы сохранить пошатнувшиеся позиции. Одним из немногих мест сравнительно перспективного приложения усилий для нынешних брюссельских лидеров оказываются Балканы.

«Пороховой погреб Европы» за последний год стал фаворитом еврокомиссаров по количеству визитов: здесь и пролоббированный, но не состоявшийся (в силу 35-процентной явки) референдум в Македонии о смене названия, и стремительное втягивание в НАТО Черногории (где большинство населения выступает категорически против этого процесса), и,  конечно, непреходящее давление на Сербию с требованием признания независимости Косово.

Выполнение последнего пункта стало просто-таки маниакальным желанием ЕС. Для пущей убедительности были подготовлены разные подходы – от требования немедленного признания независимости номинально сербской (согласно Конституции страны) провинции в ее  нынешних административных границах (включая населенный сербами север края) до возможности допустить размен территориями (отдать Белграду северную часть Косово в обмен на две албанские общины на юге Сербии). В лучших традициях игры в доброго и злого полицейского внутри ЕС роли распределились следующим образом: Берлин (в лице канцлера Ангелы Меркель) настаивал на неизменности административно-территориальных границ на Балканах в то время, как Лондон с Парижем в целом были не против возможности «разграничения» частично признанной республики Косово. Что, естественно, гораздо больше устраивало Белград, чем железобетонная позиция исторически не вполне дружелюбной Сербии Германии. Однако вмешались обстоятельства – после одностороннего введения Приштиной 100-процентных налоговых сборов на все товары из Сербии, объявления о создании собственной армии (очередное грубое нарушение Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН), а теперь еще и решения парламента о «единой и неделимой» территории Косово, все более сложными становятся перспективы диалога о «разграничении». В то же самое время начавшиеся еще в конце прошлого года еженедельные выступления впервые за долгие годы объединившейся оппозиции используются внешними игроками как фактор принуждения президента Александра Вучича к первому варианту признания Косово.

На прошедших выходных эти выступления вдруг сменили мирный прежде характер: в субботу была осуществлена попытка захвата здания радио и телевидения Сербии; в воскресенье ни много ни мало – президентского дворца. Если в первом случае демонстранты сумели проникнуть на телевидение (хоть вскоре и были оттуда вытеснены подоспевшим спецназом), то во втором уже силы правопорядка не с первой попытки, но все же смогли их оттеснить. Атмосфера в Белграде стремительно начинает напоминать ситуацию времен киевского  евромайдана образца конца 2013 года.

Посвященному наблюдателю очевидно, что беспорядки напрямую связаны с нежеланием президента Вучича признавать Косово в нынешнем виде и давлением на него через «националистов». Оппозиция в лице бывшего мэра Белграда, западника-евроатлантиста Драгана Джиласа и лидера позиционирующего себя «пророссийским» движения «Двери» Бошко Обрадовича (которых ничто не объединяет, кроме желания сбросить Вучича), опасаясь естественной убыли протестного движения (начавшегося 8 декабря и планомерно идущего на спад), пошла на провокацию. Естественная реакция любой западной власти от американской до французской после такого – арест провокаторов, но это может лишь подогреть протестный потенциал, на что, видимо, и рассчитано. Потому пока министр внутренних дел страны Небойша Стефанович продолжает больше играть роль дипломата, чем силовика. Ультиматум, выдвинутый оппозицией об отставке всего правительства, президента и о назначении внеочередных выборов до 13 апреля, – не более чем попытка перехватить инициативу из рук Вучича, публично обсуждавшего возможность проведения таковых (выборов в Народную скупщину) за год до истечения ее  полномочий (по плану должны были состояться в мае 2020 года). Никаких принципиально новых предложений и требований, кроме этого (досрочные выборы и большее представительство оппозиции в СМИ), высказано не было. Озвучиваемые же призывы «не сдавать Косово» со стороны тех, кто еще вчера активно призывал к евроинтеграции Сербии (невозможной без признания Косово), также являются неприкрытой попыткой перехвата повестки. В то же самое время случись этим оппозиционерам быть сейчас у власти – никто не знает, какими темпами открывались бы официальные сербские пограничные пункты на некогда административных границах края.

В любом случае перспективы уличного противостояния на руку тем, кто хочет посеять на Балканах очередной хаос. Действующий президент, при всем возможном критическом к нему отношении, остается гораздо более предсказуемым и понятным лидером, чем любой другой на его месте. Не говоря уже о его рейтинге, более чем вдвое превосходящем уровень доверия к оппозиции. Другой вопрос – так же, как и у Виктора Януковича в 2013-м, у него тяжело выстраивается диалог с национальной интеллигенцией, влияющей на умы масс. Александру Вучичу, дабы он не повторил печальный опыт бывшего коллеги, можно посоветовать не только обеспечивать неотвратимость полицейского наказания для участников беспорядков, но и вести прямой разговор со страной. В том числе по самым болезненным вопросам. Иначе объединенные единственным желанием смены власти оппозиционеры будут продолжать играть на больных точках сербского общества. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
1095
Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
1157
Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Данила Моисеев

Лейборист Садик Хан обещает электорату 40 тысяч новых домов

0
793
Коммунисты наблюдали за выборами по привычке

Коммунисты наблюдали за выборами по привычке

Дарья Гармоненко

Последующие попытки оспорить результат зависят от итогового номера левого кандидата

0
1601

Другие новости