0
3811
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

16.04.2019 20:12:00

Разграничение Косово: что скажет Москва

Россия могла бы выступить посредником в переговорном процессе о будущем мятежного края

Олег Бондаренко

Об авторе: Олег Владимирович Бондаренко – руководитель проекта «Балканист.ру», директор Фонда прогрессивной политики.

Тэги: сербия, косово


сербия, косово Фото Sean Gallup/Getty Images

В среду в Москву с рабочим визитом приезжает министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич. У него запланированы встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым, вице-премьером Юрием Борисовым, возглавляющим с нашей стороны межправительственную российско-сербскую комиссию, и, возможно, с президентом Владимиром Путиным. Визит формально был давно запланирован и приурочен к 140-летию открытия посольства Княжества Сербии в Российской империи.

МИД РФ анонсировал переговоры глав внешнеполитических ведомств по «самому широкому кругу вопросов», включая увеличение товарооборота и культурного сотрудничества. Но, вероятнее всего, главная тема переговоров – будущее края Косово, которое станет предметом обсуждения на предстоящей встрече в Берлине лидеров Сербии, Албании, Косово, Германии и Франции.

Как уже было объявлено, 29 апреля в столице Германии состоятся переговоры канцлера Ангелы Меркель с президентами Франции и Сербии Эмманюэлем Макроном и Александром Вучичем, премьер-министром Албании Эди Рамой и лидером самопровозглашенного Косово Хашимом Тачи. Их целью заявлено урегулирование ситуации вокруг Косово. Подписанное еще в 2013 году Брюссельское соглашение по нормализации ситуации в этой непризнанной Белградом республике, как тогда казалось, могло облегчить жизнь всем заинтересованным сторонам, и в первую очередь косовским сербам, компактно проживающим преимущественно на севере края. Но этого, увы, не случилось – несмотря на регулярные уступки сербских властей, Приштина не выполнила ни одного из подписанных пунктов.

Весной 2018-го на подконтрольной сербам территории края был арестован с целью дальнейшего выдворения из Косово глава сербской канцелярии по делам Косово и Метохии, правая рука президента Вучича Марко Джурич. А осенью прошлого года началось резкое обострение. В октябре Тачи в сопровождении спецназа неожиданно посетил север Косово, самоуправляющийся сербскими муниципалитетами; объявил о преобразовании республиканской полиции в настоящую армию (что противоречит всем подписанным соглашениям и резолюции 1244 Совета Безопасности ООН), а в довершение ко всему правительство косовского премьера Рамуша Карадиная ввело 100-процентный налог на поставки любых товаров из Сербии. Теперь для обеспечения продуктами питания косовских сербов, составляющих около 5% населения края (100 тыс. человек), приходится их завозить в объезд через Македонию, что удлиняет логистику и удорожает товары. Наверняка в этом есть и прямой экономический интерес косовских властей.

Весь прошлый год, по большей части неофициально – что вносило известное раздражение в и без того вечно недовольную белградскую интеллигенцию, – шли переговоры между Белградом и Приштиной о поиске приемлемого решения по статусу края. Тогда таким виделось так называемое разграничение, то есть, по сути, взаимная уступка этнически окрашенных территорий – сербонаселенный север Косово, возвращаемый под власть Белграда, в обмен на два албанонаселенных района Южной Сербии в Прешевской долине (Прешево и Буяновац). Это позволило бы в известной степени снять межнациональное напряжение в обеих точках, в противном случае грозящее перерасти в новый конфликт. Однако теперь уже разделились в своих позициях власти Косово – радикальный албанский националист Карадинай выступил категорически против Тачи, готового к уступкам.

Регулярные встречи с российским президентом сербского лидера Александра Вучича и нерегулярные – Хашима Тачи (в Париже на 100-летие окончания Первой мировой в ноябре 2018-го) свидетельствовали о безусловной роли, которую играет в этом процессе Владимир Путин. По словам главы сербского внешнеполитического ведомства Дачича, еще в 2014 году возможность разграничения территорий обсуждалась в ходе переговоров в Москве. В то же время призывы  МИД России к необходимости следовать резолюции 1244 СБ ООН (согласно которой Косово считается неотъемлемой частью Сербии) указывает на приверженность более сложным подходам на российском официальном уровне. И дело здесь вовсе не в возможных обвинениях в предательстве национальных интересов, как это кажется на первый взгляд.

С одной стороны, конечно, прецедент Косово, кто бы что ни говорил, сыграл свою безусловную роль, которой по умолчанию Москва воспользовалась уже в августе 2008-го в Южной Осетии и Абхазии, а в марте 2014-го – в Крыму. С другой стороны, опасность данного примера для любой европейской федеративной модели, включающей автономные/национальные республики/края, очевидна. В том числе по этой причине, как бы это ни выглядело странным на первый взгляд, Германия до недавнего времени и выступала против перекройки границ на Балканах – вероятно, опасалась возможных последствий для других склонных к сепаратизму европейских регионов.

В то же время с точки зрения интересов российского экономического присутствия снятие напряжения вокруг Косово путем частичного разграничения могло бы сыграть позитивную роль – прежде всего в силу планирующейся прокладки по территории Южной Сербии европейской ветки газопровода «Турецкий поток». А для этого Москва также могла бы выступить в качестве посредника в переговорном процессе. Тем более что не только Вучич, но и Тачи продемонстрировал понимание роли России в решении данного вопроса.

Упреждая одну из главных претензий против разграничения – позицию Сербской православной церкви, стоит отметить, что в этом случае все сербские памятники и церкви получили бы экстерриториальный статус по аналогии с «государством в государстве» – Афоном в Греции. Милорад Додик, многолетний лидер Республики Сербской (РС) в составе соседней Боснии и Герцеговины, ныне выполняющий функции председателя президиума страны, был первым сторонником политики всеобщего разграничения территорий на Балканах – с расчетом на последующее присоединение территории РС к Сербии.

Будет ли реализован подобный сценарий на практике – вопрос отдельный. Но то, что на Балканах давно следовало бы стирать линии межнационального напряжения, – факт бесспорный. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
7780
Белградский вариант транзита в Берлин

Белградский вариант транзита в Берлин

Олег Никифоров

Сербский хаб становится притягательным для путешественников со всего мира

0
5496
На Балканах готовится новый прокси-конфликт

На Балканах готовится новый прокси-конфликт

Александр Бартош

Украина и Косово используются Западом как плацдармы мировой гибридной войны

0
14867
Сербские власти обещают не допустить Майдана

Сербские власти обещают не допустить Майдана

Геннадий Петров

Александар Вучич объявил о попытке переворота, но подавлять его жесткими методами не спешит

0
2028

Другие новости