0
1640
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

03.02.2020 20:52:00

Как адаптировать налоговую политику под вызовы цифровизации

Прогресс несет риски не только для рынка труда, но и для налоговой системы

Николай Милоголов

Азамат Берберов

Об авторе: Николай Сергеевич Милоголов– кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ; Азамат Бурханович Берберов– научный сотрудник ИЭП им. Е.Т. Гайдара.

Тэги: цифровизация, налоговая политика


цифровизация, налоговая политика Фото pixabay.com

«Никого не надо пугать роботами и массовой безработицей», – заявил незадолго до своей отставки теперь уже бывший министр труда Максим Топилин. По мнению экс-министра, новые технологии ведут к появлению новых отраслей экономики и к изменению структуры рабочих мест, но не к их исчезновению, что уже показывает опыт работы цифровых платформ YouDo, «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда». Тем самым он затронул вечный для человечества вопрос: какова цена для общества тех улучшений, которые приносит технологический прогресс, и как ее снизить?

Для ответа на этот вопрос нелишне будет совершить экскурс в прошлое. В 1963 году Институт общественного мнения Гэллапа провел опрос среди жителей США с целью выявления их доминантных страхов. Американцы перво-наперво указали на боязнь начала ядерной войны, что вполне ожидаемо, учитывая психологические последствия Карибского кризиса. Но второй выявленный страх вызывает недоумение: американцы боятся последствий автоматизации!

История показывает, что прогресс может приводить к разрушительным результатам, если к нему не готовы ни государство, ни население. Приведем два примера. Первый связан с вытеснением ремесленников во времена британского промышленного переворота, которое впечатлило швейцарского экономиста Жана Шарля де Сисмонди и привело к образованию движения луддитов – разрушителей машин. Еще более деструктивные последствия вызвала экспансия британского капитала и вместе с ним и машин в технически неготовые к этому колонии. Так, соперничество парового и ручного станков привело к тому, что равнины Индии XIX века «начали белеть костьми ткачей хлопчатой бумаги».

Ждать ли повторения истории сегодня в условиях цифровизации мировой экономики? Цифровые технологии соединяют материальную и виртуальную реальности, стирают границы между странами для бизнеса и людей, однако при этом требуют все более высокого уровня образования и инициативности от тех, кто хочет оставаться в авангарде. Чтобы трансформация экономики и общества произошла плавно и безболезненно, правительства пытаются использовать доступный им арсенал, включая налоговые реформы.

Показательной является реакция на новые бизнес-модели, рожденные в Силиконовой долине, эксплуатирующие данные пользователей и не требующие физического присутствия в стране извлечения прибыли, например социальные сети и платформы – посредники электронной коммерции. С одной стороны, все более распространенной мерой является введение налоговых стимулов для технологического развития путем проведения НИОКР, для коммерциализации доходов от интеллектуальной собственности и привлечения зарубежных специалистов. С другой стороны, видна и иная тенденция – введение барьеров, например налогов на выручку иностранного цифрового бизнеса. В запасе остается идея так называемого налога на роботов, обсуждаемая как в развитых (Южная Корея, Канада, Австралия), так и в развивающихся (Индия, Китай) странах. Пересмотр основ налоговой системы и баланса обложения труда и капитала входит в повестку и в странах ЕС, которые видят в «нашествии роботов» угрозу системе социального государства всеобщего благоденствия. Таким образом, в своей налоговой политике они противоречат сами себе, пытаясь, с одной стороны, угодить потребностям глобального капитала и соревнуясь друг с другом, а с другой – закрыться от его экспансии налоговыми барьерами.

Правительство неоднократно отмечало важность повышения производительности, увеличения экспорта инновационных товаров и услуг, для чего нужны как инвестиции, так и прорывные технологии. Более того, уровень автоматизации и цифровизации российской экономики является низким, что, на первый взгляд, снижает риски технологической безработицы, но проблема снижения трудовых доходов и сокращения рабочих мест может прийти и вместе с зарубежными инвестициями и технологиями. Профилактическое использование налоговых мер позволит применить к российской реальности мысль экономиста Джеймса Сидней Вэбба о том, что «споры не должны идти о том, следует ли вводить машины в целом, а только о том, на каких условиях их вводить».

Первостепенная задача – поддерживать развитие российских IT-компаний, для чего следует уравнять налоговую нагрузку и условия конкуренции для иностранного цифрового капитала со значительным присутствием в России и для местных компаний, желательно согласовав вводимые меры с соседями по единому рынку внутри ЕАЭС. Это позволит несколько компенсировать потери от цифрового перекраивания традиционных сегментов рынка, например такси-перевозок, и перераспределить доходы в пользу российского капитала и бюджета. Для этого требуется развитие методологии корпоративного налогообложения, в то время как налоговая служба уже располагает необходимыми ресурсами для администрирования в цифровой среде.

Во-вторых, настройка механизма подоходного налога может помочь нивелировать поляризацию заработных плат, возникающую в результате перехода к новому технологическому укладу, а дополнительные вычеты из налогооблагаемой прибыли компаний – стимулировать их вкладывать средства в переквалификацию сотрудников. В-третьих, высокий уровень международной мобильности цифровых специалистов российского происхождения выносит на повестку дня переосмысление их налоговой привязки и реформирование критериев налогового резидентства.

Предметом более широкой дискуссии является введение какой-либо формы «налога на роботов», который может иметь различное содержание – от денонсации налоговых льгот для современного оборудования и до признания робота в качестве плательщика налога! Россия может показать миру свою позитивную версию «налога на роботов», направленного на создание стимулов для реинвестирования прибыли бизнеса с высоким уровнем цифровизации. Одним из элементов такой меры может стать ограничение в отношении вычета расходов за пользование иностранными технологиями из облагаемой налогом прибыли и повышение ставок по налогам у источника с доходов, выплачиваемых за рубеж, особенно если производство товаров или оказание услуг осуществляется «малолюдным» способом. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В торговле и банках наметился дефицит цифровизации

В торговле и банках наметился дефицит цифровизации

Анатолий Комраков

Отечественные айтишники не справляются с валом заказов

0
1430
Водители, охранники и бухгалтеры оказались очень живучими

Водители, охранники и бухгалтеры оказались очень живучими

Анастасия Башкатова

Устаревшие профессии не уходят с рынка труда

0
2572
В России созданы условия для цифровизации электросетевого комплекса

В России созданы условия для цифровизации электросетевого комплекса

Борис Николаев

Комитет Государственной думы по энергетике подвел итоги 2019 года

0
7360
Окончательный переход на цифровое эфирное вещание (1)

Окончательный переход на цифровое эфирное вещание (1)

Отключение аналогового вещания началось в феврале и закончилось в октябре

0
7156

Другие новости

Загрузка...
24smi.org