0
1032
Газета Кино Печатная версия

03.04.2002

Список Сталкера

Тэги: тарковский, сталкер, кино


Кинематограф Тарковского явился высшим самовыражением интеллигенции советского времени. У Тарковского это самовыражение рождало национальную российскую культуру ХХ века, неподвластную никакой идеологии. Режиссер не прорывался, а просто сначала пронес сквозь железный занавес в советское кино опыт мировой культуры многих столетий. А потом экстраполировал в западноевропейское кино глубинные российские традиции и восточное мировосприятие. "Я вызову любое из столетий, войду в него и дом построю в нем", - сказал Арсений Тарковский. Андрей Тарковский это сделал в своем кино. Он не мыслил приемами. Тарковский сам был Сталкером - он выводил зрителя туда, где искусство становится философией и миссией.

Тарковский успел многое открыть и создать.

Принял за аксиому, что в кино нет проблем формы - есть только сама форма, права и возможности которой безграничны.

Доказал, что сознание и подсознание едины.

Почуял, что не только жизнь есть сон, но и сон есть жизнь.

Освободил в "Зеркале" и "Андрее Рублеве" историю и современность России от быта и костюмности, оставив одно сплошное бытие и чувствование.

Создал интимный портрет войны и смерти в потоке сознания ребенка.

Превратил ренессансную живопись в ренессансное кино: воссоздал на экране композицию, излюбленную художниками Возрождения. Когда человек не пребывает в ландшафте, а как бы парит над ним и перед ним - словно Бог, на минуточку оторвавшийся от сотворения мира, чтобы попозировать гению.

Прожил в фантастике "Соляриса" трагедию встречи мужчины с душой любимой женщины (как Данте с Беатриче в "Божественной комедии"), муки и соблазны ученого, экспериментирующего с вечностью (как лучшие из "фаустовской цивилизации"), и покаяние блудного сына (мизансцена по мотивам Рембрандта, только в современных костюмах).

Создал высокий Дизайн в пространстве "Соляриса" тогда, когда о Дизайне в советской жизни и в самом советском дизайне еще и не заикались. И дал понять, что такое цивилизация.

Сообщил в "Сталкере" понятию "зона" духовный смысл, отстранив его от фольклора зэков и жаргона бюрократии.

Перевоплотил в "Андрее Рублеве", "Сталкере" и "Солярисе" сказочных трех братьев и богатырей в трех мыслителей и художников - новую троицу конфликтующих интеллигентов-интеллектуалов.

Искусство позаимствовало у Тарковского то, что могло.

Детей, вобравших всю боль и иррациональность магической вселенной. Семантику разлитого белого молока: жизнь, катастрофа, красивое пятно в кадре. Дрожащие и рушащиеся стаканы, чашки, вазы, люстры, телевизоры и пр. Дожди и снегопады в интерьерах. Влажность, сырость, промозглость. Огонь в водной среде. Буйное колыхание отдельно взятых кустов. Энергетические волны, вздымающие и гнущие травы. Медленное и вдумчивое движение камеры, ползающей по предметам и пространству долго, упорно и бесцельно - то есть медитативно, сакрально, атмосферно. Паузы, дающие простор для интерпретации. Повышенное внимание камеры к теням и световым бликам. Внесуетные, экзистенциальные истерики. Собак и лошадей, символизирующих что-то, сидя на задних лапах, стоя неподвижно или проходя мимо камеры. Героинь с ликами Мадонн. Двойничество матери-жены, легко уводящее к хоррору, Фрейду и деструкции образов, дежурной в постмодернизме. Героев, которые не заботятся о том, чтобы стать для кого-то понятными. Веру в то, что если что-то показывать сверхкрупным планом довольно долго, то сам собой появится глубокий смысл, как в случае с ушной раковиной Криса из "Соляриса". Небрежение к внешнему действию и внятности сюжета┘

Остальное кино часто думало и думает, что, как только исчезнет внешний напор, появится внутреннее напряжение. Как только исчезнет внешнее действие, автоматически начнется внутреннее. Но нет, не начнется, оно должно существовать само по себе и желательно всегда. Фильмы Тарковского сделали притягательной и почти неподъемной ношу подлинного авторского кино. После Тарковского снимать фильмы стало сложнее. Поэтому снимать стали проще.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Очень смешно, безумно трогательно, по-настоящему драматично

Очень смешно, безумно трогательно, по-настоящему драматично

Вера Цветкова

Картина "Примадонна" рассказывает подлинную историю самой плохой певицы всех времен

0
997
Владимир Мишуков: "Играть сцену секса так же естественно,  как есть тарелку борща"

Владимир Мишуков: "Играть сцену секса так же естественно, как есть тарелку борща"

Наталия Григорьева

Исполнитель главной роли в фильме "Слоны могут играть в футбол" – о том, зачем делать отрицательных героев обаятельными

0
1532
До понедельника дожили

До понедельника дожили

Алексей Малашенко

Почему классика советского кино – фильм "Доживем до понедельника" – воспринимается в разном возрасте по-разному

0
1129
"Праздник" Алексея Красовского не смотрели, но осудили

"Праздник" Алексея Красовского не смотрели, но осудили

Наталия Григорьева

В отечественном кино разразился новый скандал по поводу еще не вышедшего фильма

0
1482

Другие новости

Загрузка...
24smi.org