0
2722

07.03.2008 00:00:00

Рената Литвинова


На интервью Рената опаздывает на несколько часов – заканчивает работу над новым фильмом «Зеленый театр в Земфире». Перед интервью бесконечно отвечает на звонки, улаживает дела, качает головой и хочет съесть апельсин. Глядя, как говорит по телефону с дочерью Ульяной, удивленно думаешь: « О, Боже мой, она нормальная». Ноль манерности, никакого блуждающего взгляда и кокетства. Но даже и без привычных интонаций с придыханием, без макияжа, с наспех забранными назад волосами, поедающая апельсин Рената – само изящество. Глаз не оторвать.

≈ Вы же по образованию сценарист. Продолжаете писать?

≈ Сейчас какое-то время не писала, потому что не умею делать одновременно сто дел. Главных дел.

≈ Сегодня все говорят о проблемах со сценариями┘

≈ Да, кстати, хороших сценариев категорически мало. Я бы сказала, их нет. Кризис идей существует везде.

≈ На Западе все-таки не сказать, что мало фильмов, снятых по хорошим сценариям.

≈ Может быть, потому, что, например, вся Америка пишет сценарии. Это у них как хобби. Нет-нет да и попадется светлая идея. Но в основном что там является основой для коммерческого фильма? Бестселлер. Или снимают блокбастеры совершенно дикие. Хорошие сценарии, как, например, «Вечное сияние страсти», ≈ это не коммерческое кино.

≈ Вы смотрели «Искупление»?

≈ Это кто, Звягинцев?

≈ Нет. У Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание».

≈ Вы знаете, у него такие многозначительные названия┘

≈ А каких режиссеров вы любите?

≈ Бунюэля, Билли Уайлдера┘ Боже, ну я и Дэвида Финчера очень люблю. Мне нравятся и братья Коэны. Являюсь фанатом Тима Бертона. Конечно, я люблю Альмодовара. При всем том, что режиссеров мало, их в общем достаточное количество.

≈ Мультики смотрите?

≈ Мне понравился «Невеста-труп» Тима Бертона. И еще «Рататуй».

≈ А театр?

≈ Вы знаете, это как вечная школа, возможность пробовать по-разному, не повторяться, не деградировать, хотя, не скрою, многие актеры годами играют одинаково... И вот есть люди, которые в тренажерных залах пытаются тренировать свое тело. Я считаю, что это такой чудовищный перекос в сторону тела, оболочки. Вот если бы они все с такой же силой работали над своим внутренним миром. Хоть читали бы так же регулярно ≈ не развлекательные книги.

≈ Ваш первый театральный опыт ≈ роль Раневской в МХТ имени Чехова. Что для вас значит этот театр и эта работа?

≈ Я люблю атмосферу Художественного театра. У меня маленькая гримерка, я сижу под двумя портретами Станиславского и Немировича-Данченко, потом репетиции, старой еще той школы мхатовской актер Кашпур ≈ бесконечно восхищена его работой, его отношением к роли, как он приходит заранее, я спрашиваю его то о Книппер-Чеховой, то об Алле Тарасовой. Видите, я полюбила этот театр и этот спектакль.

≈ Вы следите за кинофестивальной жизнью?

≈ Я только что была в жюри Роттердамского фестиваля. Меня, кстати, напугали китайские фильмы. Их было очень много в программе. И вот что меня ужаснуло: весь мир снимает о любви, а у китайцев есть что-то поважнее, но не любовь. И современный Пекин ≈ это уже не тот старый Пекин, а это небоскребы, и героини такие же, как во всех журналах мод ≈ худые, с длинными волосами, даже глаза не такие раскосые. Какая-то странная интонация в их фильмах, что я чуть-чуть даже испугалась. Брошенные старики, новые китайцы, все поют в караоке, и ничего о любви. Посмотрела, конечно (концентрируется, чтобы произнести правильное слово. ≈ )С(), «Изгнание». Конечно, это очень красиво, живописно. Очень западный фильм. В каком-то смысле он совсем не русский. Потрясающая операторская работа. Когда-то мы впервые стали работать с этим оператором, Мишей Кричманом. Но именно на пленке. Он же никогда не снимал на пленке и не учился во ВГИКе. Когда-то он у нас дебютировал в фильме «Небо. Самолет. Девушка». Тогда уже было понятно, что это замечательный оператор. Мне, например, понравился немецкий фильм «Жизнь других», он получил «Оскар» (в 2007 году в номинации «Лучший иностранный фильм». ≈ )С(). Я не могу сказать, что это коммерческое кино, и не скажу, что прям шедевр, но мне не скучно его смотреть, он держит меня в напряжении, а «Изгнание» я на каком-то определенном моменте начинаю просто терпеть, когда же он кончится, как мука.

≈ Кстати, в «Жизни других» есть любопытный сценарный ход: заявленный герой постепенно вытесняется антигероем.

≈ Все герои там любят, увлечены одной и той же женщиной, которую в результате авторы и «убивают». И никто особенно по ней не грустит ≈ такой «мужской» кинематограф ≈ во всем виновата женщина, глупая, и надо ее скорее наказать. Все вроде бы как из-за нее произошло ≈ и тут же они ее удачно порешили и разошлись каждый при своем. Антигерой получается более симпатичным, чем все диссиденты. Он главный там ≈ герой он.

≈ Он же агент «Штази», он «плохой».

≈ Не знаю┘ Я не делю на плохих и хороших. Это же не сказка. Мне не нравятся люди, которые хотят казаться или играют в добрых. Мне кажется, это большая игра. Люди, которые играют в добрых, они-то и есть самые главные злодеи.

≈ Ваши персонажи кажутся добрыми┘

≈ Они не пытаются выглядеть добрыми. Во всяком случае, я стараюсь это не изображать.

≈ Ну хорошая же девушка в фильме «Два в одном»...

≈ У вас патологические склонности, дорогая. Позитивная девушка? Хохочет, крадет, пьет и скрывается с места полупреступления.

≈ Вы не верите в систему ценностей?

≈ Да зачем она вам нужна, эта система ценностей? Вот просто мне интересно. Вы молодая женщина. Чего вы в нее вцепились, в эту систему?

≈ Всё просто. Мир не может существовать без правил. В религию тоже не верите?

≈ Нет, я верю. Слушайте, ну вот написаны же заповеди. Попробуйте хотя бы их не нарушать. Попробуйте ≈ и у вас будет ВОТ СТОЛЬКО заданий. Вот эти правила для меня важнее, чем какие-то общественные устои.

≈ Сегодня актеры стараются быть универсальными, уметь и сыграть, и спеть, и станцевать┘

≈ Я в данном случае вообще не стремлюсь быть артисткой и что-то играть. Про актерство со мной скучно говорить, потому что я ничего не ищу в этом. Я отношусь к этому как к испытанию либо дару. Но я не ставила себе в жизни таких задач ≈ сниматься. Лучше я сделаю что-то для себя. Напишу что-то, возьму актеров, и они сыграют мою историю.

≈ История вас интересует больше, чем форма?

≈ Мне кажется, нельзя разрывать. Так не бывает. По-настоящему, когда ты действительно в профессии, ты в себе это совмещаешь. Человек может четко мыслить, но при этом не иметь никакого представления о живописи, о кадре┘ Ну или элементарно у него все плохо одеты, ужасные декорации┘ Это же момент вкуса. Дурной вкус пролезет и в творчество. Имея дурной вкус, ты не можешь выбрать и точные лица.

≈ У вас врожденное чувство вкуса?

≈ Не знаю. Мне кажется, он воспитывался постепенно, но, конечно, что-то изначально заложено. Считаю, что так. Я всегда ходила в музеи. Если бы у меня была возможность, я бы переселилась в Петербург и посвятила какое-то время Эрмитажу. Один из самых лучших музеев мира. У меня были книги по живописи. Я обожала их листать. В детстве делаешь это бессмысленно, но учишься красоте на уровне глаза. Потом я шила ≈ сшивать тряпочку с тряпочкой, один цвет к другому цвету. Я даже шила себе какие-то юбки из кусочков. Как-то пыталась эстетизировать мир вокруг себя. Завораживало, когда я видела, как некоторые люди могут окружить себя такой красотой.

≈ Себя эстетизировали?

≈ Конечно. Да. Я себя комфортно чувствовала в определенных вещах. Видите, я до сих пор ношу маленькие черные платья и не одеваюсь в майки, как вы, например.

≈ Когда человек активно эстетизирует себя и пространство вокруг себя, он вступает в конфликт с окружающим миром.

≈ Почему? Нет. Ты украшаешь этот мир. Ведь гораздо приятней смотреть на хорошо одетого человека, чем на какую-то каракату. Правильно же? Мне кажется, ты, как красивое дерево, пытаешься украшать этот мир. У меня на самом деле все органично. То есть хотелось бы вообще не притворяться. Бывает, делаю над собой усилие, борясь с какими-то своими качествами.

≈ Вы матом ругаетесь?

≈ Практически нет. Только если доведут где-нибудь.

≈ Когда вы отказывались от предложений, что смущало?

≈ Очень часто думаешь, кому подарить свое время. Принимаешь участие в каких-то проектах и просто даришь часть своей жизни: сидишь на съемках, в монтажных. Я сейчас ушла с телевидения. Часть моего┘ даже не времени┘ Часть энергии уже возвращается ко мне. Все равно это какое-то тиражирование себя┘ Как будто из тебя выдирают куски.

≈ Вы и сценаристом были, и актрисой┘

≈ Вы знаете, это абсолютно насильственный путь. Я никогда не хотела быть актрисой, отказывалась сниматься, и в очень, между прочим, хороших проектах. Но рано или поздно, видите, я снялась у Киры Муратовой. Как же я могла ей отказать?.. Кира очень интересная. У нас были старушки на каких-то съемках. Одна из них йогой занималась, все время рассказывала, как она уксус пьет. В провинциальных городах там же моржи постоянно, уксус пьют, какие-то кружки «Поющие сердца». И эта старушка все время забывала слова и не туда шла. И вот Кира ей говорит: «Ну вот и йога вам не помогает. Зачем вам йога?»

≈ А себя вы старушкой представляете?

≈ Ой, не знаю. Что это будет? Что от меня сохранится? Может быть, профиль. В профиль меня могут узнавать. Мне не кажется, что я буду какая-то жирная старушка. Или какая-нибудь неопрятная. Ой┘ Только бы не сойти с ума. Вот этого не хочется. Или вот с такими губами некоторые ходят потом в стремлении омолодиться. Что они там режут себя? Как бы вот поаккуратнее это все сделать┘

≈ Ваш первый фильм был об актрисах-легендах, уже немолодых. Вы размышляли о старости?

≈ Старость ≈ ничего хорошего в ней нет, кто бы чего ни говорил. Надо к ней готовиться и встретить ее поблагородней.

≈ Один мой знакомый утверждает, что женщину начинают уважать и восхищаться ею, когда она чувствует себя богиней. Как вы считаете, он ошибается?

≈ Я никогда не чувствовала себя богиней. Это нужно быть совсем уже┘ такой в высшей степени зашкал.

≈ Все работы в кино, театре, на телевидении ≈ это предложения, от которых вы не могли отказаться. То есть вы никогда не были озабочены проблемой, как заработать денег на жизнь?

≈ А вы знаете, у меня все это скорее прикладывается. Они как-то приходят помимо┘ Это не самая главная мотивация. То есть я понимаю, что их надо зарабатывать, но они какими-то путями зарабатываются.

≈ В какие моменты вы получаете самый сильный кайф от работы?

≈ Мне и процесс приносит удовольствие иной раз. Результат от просмотренного. Вот я сейчас пересматриваю «Зеленый театр в Земфире», и мне просто нравится его смотреть.

≈ Вы долго над ним работали?

≈ Очень плотно ≈ начиная с прошлого лета. Значит, уже больше полугода. Мы сначала сняли его как концерт, а потом это переросло в большой музыкальный фильм. В нем не только концерт. Мы сняли монологи Земфиры в черном кабинете. Они получились очень неожиданными. Земфира наполняет тебя хорошей силой, какое-то могущество исходит от нее. А потом мы нашли уникальные съемки любительские. Там есть то, что Земфира никогда бы не сделала, если бы знала, что ее снимают на камеру. И это самые эмоциональные моменты. Я не знаю, выходили когда-нибудь на большой экран фильмы с подобными съемками. В нашей стране мы точно первые. Я искала их через интернет и даже объявила в титрах благодарность моим неизвестным операторам. Мы снимали сами на цифру, это все будет на цифровых экранах, у нас это почти не развито.

≈ Вам знакомо желание изменить существующее положение кино?

≈ Нет. У меня нет таких амбиций, чтобы я что-то там пыталась изменить. Я все-таки больше сосредоточена на себе. Может быть, чтобы украсить этот мир и что-то изменить, нужно начать самой это делать, а не диктовать, как другие должны это делать.

≈ Вы лучше работаете в состоянии конфликта или гармонии?

≈ Ой, я не люблю конфликты. Конечно, меня доводят на работе. А внутренние конфликты┘ Я ликвидирую причину. Я выплескиваюсь. А зачем мне это держать в себе? Я поэтому не могу, например, продолжать отношения, если нет любви, если нет взаимообмена, когда все на каких-то обманах. Если мне не хочется продолжать отношения, я не заставляю себя. Вообще это очень наказуемо ≈ быть не таким, какой ты есть. Когда «буду все равно терпеть» и «буду все равно хорошим». Не хочу я. Я вот такая, какая я есть. Если что-то не по мне, почему же я должна подделываться? Ради чего? Жизнь и так очень короткая.

≈ Какие у вас приоритеты в жизни?

≈ Сохранить себя. Нести себя, как какую-то идею, которую ты когда-то там сформулировал. Я всегда же говорю: смысла жизни ведь нет, его каждый сам себе назначает. Конечно, любить кого-то. Если ты не любишь, то ты вообще, мне кажется, не человек. Человек любящий, он и к другим добр. Это большая проблема человечества ≈ полюбить кого-то.

≈ Рената Литвинова была контактным ребенком?

≈ По-моему, очень. Могла и сама познакомиться. Да я и сейчас все время говорю: «Если тебе нравится человек, что ж ты не можешь пойти с ним познакомиться?» Подойти и сказать: «Пошли целоваться». Кто откажет?

≈ Вы снимались для журнала «Плейбой». Как вы относитесь к голому женскому телу и тому, как его используют реклама, СМИ, кино?..

≈ Есть безобразные фото, есть очень красивые. Мало талантливых фотографов.

≈ Я посмотрела «Чемоданы Тульса Люпера» Питера Гринуэя, где вы снимались┘

≈ И меня там нет. Да. Из этой части, где была я, он собирается сделать отдельный фильм. Я играла аристократку Констанцию. У меня была большая роль. И у меня была такая большая кровать. И вокруг меня бегали лошади. Какали страшно. Одна какая-то пристроилась к кровати. Положила голову и смотрит. Я думаю: «Господи, что она смотрит?» А я, главное, по пояс раздетая. И я думаю: «Может, это переселившаяся душа моей бабушки меня осуждает, что я тут голая лежу». Я говорю перед съемками: «Я родила ребенка. Чего меня снимать по пояс?» А он говорит: «И что там?» ≈ «Ну как что?» И меня повели на кастинг груди. Это был анекдот. Пошла я, Питер, Сара, наша гримерша, пошли проверять мою грудь. Сказали: «Нормально». Питер очень интересный. Он потом мне написал письмо красивое: «Как только я тебя увидел, я сразу понял, что ты моя Констанция».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
686
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
560
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
975
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
690

Другие новости